Сальвадор Дали

Сальвадор Дали

188182
Сальвадор Дали

1904

Родился в Фигерасе в семье преуспевающего нотариуса Сальвадора Дали и его жены Фелипы

1921

В возрасте 17 лет становится студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде

1928

Совместно со своим другом Луисом Бунюэлем работает над фильмом «Андалузский пёс»,после чего на молодого художника обращает внимание лидер сюрреализма Андре Бретон

1929

Примыкает к сюрреализму. Начинается бурный роман с женой поэта Поля Элюара Галой Элюар. Она станет его спутницей на всю жизнь

1934

Проходят шесть персональных выставок Дали в Европе и США

1937

Впервые посещает Италию,где очаровывается работами художников Возрождения

1939

Изгнан Андре Бретоном из рядов сюрреалистов за нежелание протестовать против действий генерала Франко во время гражданской войны в Испании

1940

Переезжает вместе с Галой в США,где пользуется шумным успехом

1948

Возвращается в Европу и обосновывается в Порт-Льигате (Испания)

1964

Небывалый ажиотаж вокруг выставки художника в Токио

1979

Выставки в Центре Помпиду в Париже и спустя год в Лондоне привлекают к себе рекордное число посетителей

1982

После смерти Галы покидает Порт-Льигат и переезжает сначала в замок Пуболь,а затем,после пожара,в Фигерас

1989

Умирает в Фигерасе на 85-м году жизни. Похоронен на территории местного музея Дали

В царстве фантазии

Дали уникален. Его жизнь и творчество отличались необычайной эксцентричностью. Работы, личность и даже сам внешний вид Сальвадора Дали делали его скорее мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.

Сальвадор Дали со своим оцелотом по кличке Babou в 1965 году
Сальвадор Дали. Кадакес. 1958
Сальвадор Дали. Мужское черно-белое усатое лицо

Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали и Доменек, маркиз Дали де Пуболь) родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, небольшом каталонском городке на северо-востоке Испании. Его отец, которого также звали Сальвадор, служил нотариусом, имел хороший достаток и был атеистом, а мать, Фелипа, напротив, набожной католичкой, что, впрочем, не мешало их браку. Ребёнка назвали Сальвадором (что означает «спаситель» по-испански) не только в честь отца, но, в первую очередь, в память об их первом ребёнке, умершем от менингита, не дожив до двух лет, в октябре 1903 года. Мать не могла смириться со смертью первого сына из-за болезни в двухлетнем возрасте и второго малыша она считала реинкарнацией первенца. Сальвадор, появившись на свет спустя девять месяцев после его смерти, всегда ощущал болезненную связь со своим покойным братом. В одной из своих автобиографических книг Дали писал, что с детства чувствовал себя «эхом, двойником, отсутствующим». Вторым (и последним) ребёнком в семье была Ана Мария, родившаяся в 1908 году.

Сальвадор Дали. Портрет отца художника. 1925
Сальвадор Дали. Портрет моей сестры. 1925
Сальвадор Дали. Портрет матери художника доньи Фелипы Доменики де Дали. 1920
Сальвадор Дали. Портрет моего покойного брата. 1963

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дали рос сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком, плохо учился в школе. Уже в шесть лет мальчик проявляет интерес к рисованию. Родители поощряли его интерес и даже выделили под мастерскую комнату, расчистив от хлама прачечную на мансарде дома. Здесь Сальвадор много практикуется в рисовании окрестностей и в шесть лет пишет первую картину маслом в импрессионистском стиле. Развить способности помог Сальвадору талантливый художник Рамон Пичот. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке - в родном Фигерасе.

Сальвадор Дали. Пейзаж близ Фигераса. 1910. 6 лет
Сальвадор Дали. Вилабертран. 1913. 9 лет
Сальвадор Дали. Три сосны. 1919. 15 лет
Сальвадор Дали. Голландский интерьер. 1914. 10 лет
Сальвадор Дали. Пляж в Кадакесе. 1921. 17 лет

В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного - в столице он познакомился с молодыми интеллектуалами, среди которых были Луис Бунюэль, впоследствии знаменитый кинорежиссёр, и Федерико Гарсиа Лорка, испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график.

В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили - на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. Когда его на экзамене попросили назвать наиболее ярких в истории искусства художников, Дали сказал: "Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не смеет быть мне судьёй. Я ухожу". К этому времени в его багаже уже была первая персональная выставка (в 1925 году) - в барселонской галерее Далмау, одной из лучших коммерческих галерей Испании. Выставка очень понравилась посетившему её Пикассо. Их личное знакомство состоялось годом позже, когда Дали впервые приехал в Париж.

Галерея Далмау в Барселоне, Испания. 1912
Сальвадор Дали. Портрет Луиса Бунюэля. 1924
Сальвадор Дали. Девушка, стоящая у окна. 1925
Сальвадор Дали. Портрет отца и сестры художника. 1925
Сальвадор Дали. Портрет Пикассо. 1947

В своих ранних работах художник экспериментировал в различных стилях, однако больше всего его привлекал сюрреализм, чьи странные и вызывающие образы как нельзя лучше отвечали странному и вызывающему характеру самого Дали. В 1928 году Сальвадор работает в сотрудничестве с Бунюэлем над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пёс». Его премьера состоялась в Париже и привлекла внимание к Дали основателя и лидера сюрреализма Андре Бретона. В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению.

ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ

В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни.

К моменту знакомства с Галой Дали жил в Кадакесе, рыбацком портовом городке на побережье Средиземного моря. В 1930 году художник купил крохотную хижину без всяких удобств на окраине Кадакеса - в Порт-Льигате.

В последующие годы Дали и Гала не раз возвращались сюда. Дали быстро становился знаменитым (пусть и скандально) художником, и этот успех был связан не только с собственно живописью, но с его умением эпатировать публику. Не стоит сбрасывать со счетов и незаурядные способности Галы, исполнявшей, по существу, функции менеджера Дали. В 1934 году он сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной - Нью-Йорк, Барселона, Лондон.

Сальвадор Дали и Гала Элюар
Сальвадор Дали и Гала Элюар (Елена Дьяконова)
Гала Элюар (Елена Дьяконова) в юном возрасте
Сальвадор Дали, Поль Элюар и Гала Элюар. 1929
Сальвадор Дали и Гала. 1964

Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать здесь лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивлённая публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине - сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он попросил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, всё обошлось, и гаечный ключ вовремя нашёлся.

Сальвадор Дали в водолазном костюме
Костюм водолаза Сальвадра Дали как символ погружения в подсознание

К концу 1960-х отношения Дали с Галой перестали быть безоблачными. У каждого из них появилась своя личная жизнь: у нее – вереница молодых любовников, на которых художник закрывал глаза, у него – большая платоническая любовь в лице модели Аманды Лир. В конце концов Гала настояла на покупке отдельного жилища, и Сальвадор по своему эксцентричному обыкновению приобрёл для нее целый замок, посещать который ему разрешалось только по предварительному письменному уведомлению.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.

В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго - в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.

Сальвадор Дали. Вечерний паук сулит надежду. 1940
Сальвадор Дали. Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело. 1945
Сальвадор Дали. Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера. 1940

Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali - Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.

Сальвадор Дали. Колосок пшеницы. 1947
Сальвадор Дали. Лицо войны. 1940
Сальвадор Дали. Книга трансформируется в книгу. 1940
Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом. 1941
Сальвадор Дали. Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека. 1943
Сальвадор Дали. Слоны. 1948

Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем - от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: "Я сошёл с ума... полностью сошёл с ума... от шоколадок Ланвин!" Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну - в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей - свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).

Сальвадор Дали. Женщина с головой из роз. 1935. Прототип стула Леда
Сальвадор Дали. Диван губы. 1937
Сальвадор Дали и Оскар Тускетс Бланка. Стул Леда
Сальвадор Дали. Телефон омар. 1936
Сальвадор Дали. Венера Милосская с ящиками. 1936

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей. Несмотря на это, его картины продаются с аукционов за рекордные суммы, благодаря чему он становится одним из самых высокооплачиваемых при жизни художников. А в 1982 году он получает от короля Хуана Карлоса титул маркиза.

В этом же году в весьма почтенном возрасте (под девяносто лет – точная цифра тщательно скрывалась) умирает Гала и Дали впадает в глубочайшую депрессию. Он перебирается жить в замок Галы Пуболь и там стремительно угасает от тоски по возлюбленной. Бед художнику добавляет пожар, в котором он получает ожоги пятой части тела, но даже это он смог пережить. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке, однако после пожара покинул замок, чтобы никогда больше туда не возвращаться. Дали с возрастом становится подозрительным и нелюдимым. Последние годы он проводит в затворничестве в башне Галатеи в Фигерасе, рядом с учрежденном им самим Театром-музеем имени себя.

Сальвадор Дали. Арабы. 1980
Сальвадор Дали. Ласточкин хвост. Последняя работа. 1983
Замок Галы Дали. Пуболь. Испания
Башня Галатеи. Музей-театр Сальвадора Дали. Фигерас. Испания
Сальвадор Дали в преклонном возрасте
Надгробная плита (в центре зала) могилы Сальвадора Дали, по которой ходят посетители музея

Там он пишет несколько последних работ, но седой, растрепанный, с трудом передвигающийся старик уже мало напоминает того самоуверенного эксцентрика, каким помнила его публика. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. Скончался Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет от сердечного приступа.

Проститься с Дали за два дня пришло около двадцати тысяч поклонников. Он завещал похоронить себя под стеклянным куполом в одном из залов своего музея, чтобы по его могиле могли свободно прогуливаться посетители. А свое немалое состояние размером почти 10 миллионов долларов художник оставил своей любимой – Испании.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Сальвадор Дали - Стиль и техника

Смотрите также