Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов

16608
Виктор Михайлович Васнецов

1848

Родился в Вятской губернии в семье сельского священника

1858

Поступает в Вятское духовное училище

1862

Поступает в Вятскую духовную семинарию

1867

Едет в Петербург. Учится в Рисовальной школе Общества поощрения художеств

1868

Поступает в Академию художеств,близко сходится с И. Репиным

1870

Получает большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом»

1874

На передвижной выставке показывает картину «Чаепитие в трактире»

1875

Бросает Академию

1876

Едет в Париж

1878

По возвращении в Россию переезжает в Москву. Вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Сближается с С. Мамонтовым. Становится активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка

1880

Показанная на VIII передвижной выставке картина «После побоища»,открывающая новый этап в творчестве Васнецова,вызывает разноречивые толки

1885

Перебирается в Киев. Начинает расписывать Владимирский собор. Эта работа продолжается более десяти лет (закончена в 1896 году)

1891

Возвращается в Москву

1893

Становится действительным членом петербургской Академии художеств

1899

На своей первой персональной выставке,состоявшейся в Академии художеств,показывает знаменитых «Богатырей»

1900

Создаёт эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве

1905

Отказывается от звания профессора Академии в знак протеста против излишней «политизированности» студентов

1912

Получает потомственное дворянство

1926

Умер 23 июля в своём московском доме. Похоронен на Введенском кладбище

Богатырь русской живописи

Васнецову выпало жить в переломное для России время; всё его творчество — попытка сформулировать идеал национальной красоты и следовать ему, чтобы избежать катастрофы, которую предчувствовали многие. В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн.

В.М. Васнецов. Автопортрет. 1868
Виктор Михайлович Васнецов
И.Е. Репин. Портрет художника В.М. Васнецова. 1882

В СЕМЬЕ СВЯЩЕННИКА

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая (15 мая — по новому стилю) 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения сына отец Михаил получил новый приход в селе Рябово, того же уезда, куда и перевёз семью. В Рябове прошло детство будущего художника. У Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий (восемью годами младше), впоследствии тоже стал выдающимся живописцем. Этот факт о многом говорит — и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости.

Между тем Васнецовы жили совсем просто — как и большинство семейств сельских священников. В сущности, их быт ничем не отличался от «среднекрестьянского» — за исключением умственных и художественных интересов. «Критическая» школа в русской живописи второй половины ХIХ века, в рамках которой успешно поработал и сам Васнецов в 1870-е годы, любила изображать попов пьяницами и корыстолюбцами, но это было очевидное преувеличение, вызванное задачами «партийной» борьбы. В действительности простые русские священники всегда вели полную трудов и забот о пастве жизнь; замечательные образы таких людей создал Н. Лесков в своих «Соборянах» — романе, надо думать, близком Васнецову. Художник писал в 1898 году В. Стасову: «Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звёздные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!»

Дом-музей Васнецовых в Рябово. Комната в мезонине
Дом-музей Васнецовых в Рябово Кировской области, где семья священника Васнецова прожила более 20 лет
Дом-музей Васнецовых в Рябово. Комната-зал
В.М. Васнецов. Портрет Михаила Васнецова, отца художника. 1870
Михаил Васильевич Васнецов. Отец Виктора Михайловича Васнецова
Фотопортрет Апполинария Васнецова, брата художника Виктора Васнецова
В.М. Васнецов. Портрет Апполинария Васнецова. 1872

ПОДДЕРЖКА ОТЦА

Отец Михаил с пониманием относился к рано проявившимся художественным увлечениям сына, но финансовое положение семьи не оставляло вариантов — Виктору в десятилетнем возрасте пришлось поступить в Вятское духовное училище, а спустя четыре года, в 1862 году, в Вятскую духовную семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно, да и незыблемая традиция, только-только начинавшая трещать по швам (а откуда бы в 1860-е годы взяться стольким разночинцам!), требовала этого. Впрочем, семинарии Васнецов не окончил, уйдя с предпоследнего, философского, курса и, с благословения отца, отправившись в Петербург поступать в Академию художеств. Это случилось в 1867 году. Любопытно: перед отъездом он «пустил в лотерею» (то есть на аукцион) две свои картины, «Молочница» и «Жница», выручив за них 60 рублей, которые получил лиишь через несколько месяцев, уже в Петербурге. Появился же он в столице с 10 рублями в кармане.

Успешно сдав экзамен по рисованию, Васнецов не понял, что принят в Академию, думая, что ему ещё надо сдать экзамен по «наукам», и в течение года занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. Там он подружился со своим учителем, И. Крамским. С 1868 года Васнецов приступил к занятиям в Академии — особенно тепло он (и не только он) всегда вспоминал своего тамошнего наставника, П. Чистякова. В 1870 году художник получил Большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом». В Академии он близко сошёлся с Репиным и даже некоторое время жил с ним на одной квартире. Писал он в это время в основном жанровые картины — вполне в русле эстетики передвижников. Дебютировал художник на передвижных выставках в 1874 году с полотном «Чаепитие в трактире».

В.Е. Савинский. Портрет художника П.П. Чистякова. 1881
В.М. Васнецов. Чаепитие в трактире (в харчевне). 1874
Ярошенко Н.А. Портрет художника И.Н. Крамского. 1876
В.М. Васнецов. Акробаты. Балаганы в окрестностях Парижа. 1877
Илья Ефимович Репин. Конец 1870-х
Василий Поленов
В.М. Васнецов. Жница. 1867

Академии Васнецов не окончил — его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым. Своему «типизму» он пока не изменял — его парижское полотно «Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)» (1877) — та же жанровая сценка, но исполненная уже не в русских, а во французских декорациях. Эту картину художник, кстати, тогда же показал в официальном парижском Салоне.

ОТРАДА В СЕМЬЕ

Васнецов всегда считал, что слишком мало времени уделяет семье, но его супругу, Александру Владимировну Рязанцеву, это не смущало. Она всегда была рядом. Происходила Александра из большого вятского купеческого рода. Сначала окончила вятскую гимназию. Затем покинула отчий дом и уехала в Петербург, где окончила первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии.

Познакомились Виктор и Александра в библиотеке. Его поразили её глаза - строгие и необыкновенно добрые. Стеснительный Васнецов неожиданно для себя рассказал Александре всю свою жизнь. Девушка оказалась замечательной слушательницей. Васнецов к тому времени уже собирался ехать в Париж, но перед отъездом сделал предложение. Александра согласилась, но предупредила, что она хоть и из купеческого рода, но состояния не имеет. Васнецова это ни капли не смутило и, по возвращению из Парижа, в 1878 году он женился на Александре. У четы Васнецовых родилось пятеро детей - дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

В.М. Васнецов. Портрет Александры Владимировны Васнецовой, жены художника. 1878
В.М. Васнецов. Портрет Т.В. Васнецовой, дочери художника. 1901
В.М. Васнецов. Портрет Бориса Викторовича Васнецова, сына художника. 1889
В.М. Васнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, брата художника. 1878
В.М. Васнецов. Портрет Михаила Викторовича Васнецова, сына художника. 1897

Друзья Васнецова по-хорошему ему завидовали: семья у Виктора получилась замечательная. Умница и красавица жена, необыкновенно понимающая и терпеливая, весёлые дети. Атмосфера в доме Васнецовых всегда была творческой. Каждое рождество они устраивали спектакли. Дети писали пьесы, шили костюмы. Васнецов бросал работу и тоже присоединялся к предпраздничной суете: помогал с декорациями, гримировал актёров.

49 лет супруги прожили душа в душу. «Только в семье найдёт успокоение современный страдающий человек» - говорил Васнецов.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

По возвращении в Россию Васнецова приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Приняли как талантливого «жанриста», не подозревая о том, что художник стоит на пороге важных творческих перемен. Перемены, впрочем, были и внешние — Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и И. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, выстроенную в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочную беседку «Избушка на курьих ножках». Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу: Москва, переулок Васнецова, д. 13, является домом-музеем живописца. Дом сложен из дерева, хотя москвичи уже пол века строили свои дома из камня. Но художник видел свой дом «идеально русским», выдержанным в традициях русской архитектуры и русского быта.

Дом-музей В.М. Васнецова в Москве
Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова в Москве
Дом-музей Виктора Васнецова в Москве. Зал-столовая
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Наше время
Избушка на курьих ножках в Абрамцево по проекту В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Эскиз фасада Третьяковской галереи. 1900
Фасад Третьяковской галереи, выполненный по эскизу В.М. Васнецова

Параллельно Васнецов оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлёкся русским фольклором. Знаменитая картина - «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889) отражает «поэтический» интерес Васнецова к русскому фольклору, являющийся «фирменным знаком» художника. Москва стала для художника землёй обетованной, здесь он понял, что (цитируем Васнецова) «только среди московских исторических памятников, её великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветёт моё дарование, окрепнет умение, разовьётся вдохновение, сбудутся поэтические мечты». Вспомним по случаю, что нечто похожее в то же время произошло с ещё одним провинциалом, васнецовским одногодкой, В. Суриковым.

О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно «После побоища Игоря с половцами», созданное по мотивам «Слова о полку Игореве». Картину приняли неоднозначно — Васнецов утверждал, что все «стояли к ней спиной». Это не так, конечно, - о ней восхищённо отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту «мертвечину» с выставки за измену критическому «направлению».

В.М. Васнцов. Иван-царевич на Сером Волке. 1889
В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880
В.М. Васнецов. Три царевны подземного царства. 1879-1881

Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать «положительные» пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II).

ИКОНОПИСЬ

Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (1885—1896). Поначалу искусствовед А. Прахов привлёк к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком «модернистской» и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров. Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов.

В.М. Васнецов. Богоматерь с младенцем. Для внутренней мозаики
В.М. Васнецов. Спаситель. Для внутренней мозаики
В.М. Вснецов. Радость праведных о Господе. Левая часть
В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Над входом в крестильню
В.М. Вснецов. Радость праведных о Господе. Центральная часть
В.М. Васнецов. Крещение Руси. Над входом на хоры

ПРОТЕСТ ХУДОЖНИКА

Слава художника росла — особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих «Богатырей». В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее — профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году — в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью. Это был очень мужественный шаг — на фоне тогдашнего революционного разгула. Тогда же он сознательно вступил в пресловутый «Союз русского народа», который уже более века шельмуют за «черносотенство». На самом деле, ярлыками тут не обойдёшься: «Союз русского народа» возник закономерно и представлял собой консервативную организацию, четко объясняющую, чего и почему она хочет. Верующий человек, государственник, В. Васнецов с годами заметно «правел», и это была вполне выстраданная и мотивированная позиция. В 1912 году был возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его «сказочные» картины той поры обрели ещё один содержательный уровень, его можно назвать символическим. Во время войны художник активно участвовал в журналах, выпускающихся для армии.

В.М. Васнецов. Несмеяна-царевна. 1916-1926
В.М. Васнецов. Баба Яга. 1917
В.М. Васнецов. Снегурочка. 1899

Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, — сама аббревиатура «СССР» была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя «обветшалым», «ретроградом и мракобесом». Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своём московском доме от инфаркта 23 июля 1926 года — последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным.

Могила В.М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве
В.М. Васнецов. Портрет М.В.Нестерова. 1926. Последняя неоконченная работа художника
Памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым. Киров (Вятка)

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Виктор Михайлович Васнецов - Стиль и техника

Смотрите также