Илья Ефимович Репин - Стиль и техника

Художники
3656

С МЫСЛЬЮ О РОДИНЕ

Репин многообразен. Он писал фольклорные, религиозные, исторические, жанровые картины, был известен как замечательный портретист; смело экспериментировал в живописной технике. И тем не менее, его художественный мир целен, ибо «просвечен» одной мыслью, одной любовью - любовью к России.

Илья Репин. Барышня на прогулке среди стада коров. 1908Илья Репин. Лучший друг человека. Пёс. 1908Илья Репин. Лунная ночь. 1896Илья Репин. Приготовление к экзамену. 1864Илья Репин. Мужичок из робких. Этюд. 1877

Репин по праву считается крупнейшим русским художником XIX века. Лев Толстой как-то заметил, что Репин сумел выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев. Вообще говоря, Репин и Толстой в своём творчестве во многом дополняли друг друга. Лучшие творения художника вполне сопоставимы по духовной мощи и эпичности характеров с книгами великого писателя, знатока души человеческой. Сближает их и то, что их произведения получили всеевропейское признание, прорвав «герметичность» тогдашней русской культуры.

В этом смысле рядом с Репиным можно поставить лишь двух его предшественников: мы имеем в виду Карла Брюллова (1799-1852) и Александра Иванова (1806-1858). Увидев в мае 1867 года знаменитое ивановское «Явление Христа народу», 22-летний студент Репин назвал его «величайшим творением в истории мировой живописи, созданным рукой русского гения». Впрочем, кое-что отличает Репина от этих живописцев. И Иванов, и Брюллов провели свои лучшие годы в Италии; Репин же состоялся как художник на родине. И хотя некоторые его ранние работы, написанные на религиозные сюжеты, по манере напоминают ивановский шедевр, это влияние (если мы вообще вправе говорить в данном случае о влиянии) было недолгим.

Илья Репин. Лев Николаевич Толстой за работой у круглого стола. 1891Лев Толстой и Илья Репин. 1908 г. За время почти тридцатилетней дружбы Толстой и Репин впервые сфотографировались вдвоем.Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857Александр Андреевич Иванов

Религиозные картины

К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871-м годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно «Иди за мною, Сатано» (начато в 1890 году), посвящённое евангельской теме искушения Христа. Этой картине художник отдал более десяти лет. В 1898 году, в период работы над ней, он посетил Святую Землю, чтобы своими глазами «увидеть древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии». А.Н. Бенуа позволил высказаться об этой работе И.Е. Репина следующим образом: «... под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его всё больше начало тянуть на создание таких творений, в которых ему казалось, он мог выразить своё мировоззрение, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это было не его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей...»

Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871Илья Репин. Иов и его друзья. 1869Илья Репин. Иди за мною, Сатано (Искушение Христа). 1901-1903Илья Репин. Иди за мною, Сатано. Эскиз. 1894Илья Репин. Искушение Христа. Иди за мною, Сатано. Эскиз к картине. 1896Илья Репин. Христос с чашей. 1894Илья Репин. Богоматерь с младенцем. 1896Илья Репин. Христос. 1884

Семейные портреты

Портреты своих близких Репин создавал всю жизнь. Особенно часто художник писал свою первую жену, Веру (одна из работ этого ряда - «Отдых»), и детей. Несколько раз Репину позировал его брат Василий, профессионально занимавшийся музыкой. Большинство таких портретов выполнено в свободной манере, но есть в наследии живописца и строгие («парадные») произведения этого жанра. До нас дошло около десятка автопортретов Репина. Собранные вместе, они представляют собой своеобразную «летопись» жизни художника.

Илья Репин. Портрет В.Е.Репина, музыканта, брата художника. 1876Илья Репин. Автопортрет. 1887Илья Репин. Отдых. Портрет В.А. Репиной. 1882Илья Репин. Портрет Веры. 1886Илья Репин. Портрет Т. П. Чаплыгина, двоюродного брата И. Е. Репина. 1877Илья Репин. Автопортрет. 1894

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Илья Репин. Домаха. 1876Илья Репин. Праздничный вечер в деревне. 1881Илья Репин. Пахарь. Л.Н. Толстой на пашне. 1887

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее - принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, - люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей... Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни».

Политические сюжеты

Репин жил в пореформенную эпоху, когда на сцену выступили самые разнородные общественные силы. Громко заявили о себе тогда и революционеры-народники. Александр II был великим реформатором; он освободил крестьян, с его именем связаны либеральные перемены во всех областях тогдашней российской жизни, но по отношению к заговорщикам, выбравшим для борьбы с самодержавием тактику террора, он действовал очень жёстко. Александр III в этом смысле шёл по стопам своего отца. Репин - по своему воспитанию, по убеждениям, наконец, по активной позиции - не мог пройти мимо революционной темы и в конце 1870-х и в 1880-х годах создал ряд произведений, героями которых стали радикально настроенные революционеры. Наиболее известные среди этих работ - «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста».

Илья Репин. Арест пропагандиста. 1892Илья Репин. Отказ от исповеди. 1879-1885Илья Репин. Сходка. 1883Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года. 1903

Картина «Сходка», 1883 - одна из самых известных картин «народовольческой» серии Репина. Как и многие другие работы этой серии, очевидным образом перекликается с Евангелием (тема «Тайной вечери»), бывшим, по многочисленным свидетельствам, одной из наиболее популярных книг среди тогдашних революционеров. По своей сгущенно-мрачной атмосфере это полотно - в некотором смысле - противостоит картине «Не ждали»: там «блудный сын» возвращается в родной дом; здесь «заблудшие овцы» упорствуют в своих заблуждениях. Репин, страстно сочувствуя угнетённому народу и мечтая о переменах в жизни России, категорически отвергал тактику террора, взятую на вооружение народовольцами. Год создания картины говорит сам за себя - она написана через два года после убийства императора-освободителя, которое потрясло страну.

Впрочем, не чурался художник и официальных заказов на «парадные» картины. Одна из них - монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», изображающее сановный «цвет» тогдашней России.

Рисунки и гравюры

Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» - карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения - как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.

Илья Репин. Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца». 1905Илья Репин. Санкт-Петербург. Невский проспект. 1887. КарандашИлья Репин. Кухарка. 1881. АкварельИлья Репин. Портрет М. О. Левенфельд. 1913. УгольИлья Репин. Горбун. Этюд. 1880. Акварель

Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии... Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».

Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».

Знаменитые современники

Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже тогда, когда резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям.

Репин - художник, в портретной живописи которого запечатлена целая эпоха жизни России. Запечатлена в лицах его знаменитых современников - по преимуществу представителей мира искусства (которое никогда не было в России только искусством, но всегда - чем-то большим). В частности, кисти Репина принадлежат портреты таких выдающихся музыкантов, как Бородин, Глазунов, Мусоргский, Римский-Корсаков - в этом ряду находится и «Портрет Михаила Глинки, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила». Но чаще всего Репин писал Льва Толстого, с которым он познакомился и сблизился в 1880 году. В репинском наследии насчитывается около 40 портретов Толстого, сделанных маслом, акварелью и карандашом. Например картина «Л.Н. Толстой босой» запечатлела великого писателя на лесной дорожке.

Илья Репин. Л.Н.Толстой босой. 1901Илья Репин. Михаил Глинка во время работы над оперой «Руслан и Людмила». 1887Илья Репин. Портрет композитора А. К. Глазунова. 1887Илья Репин. Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова. 1893Илья Репин. Портрет композитора и ученого-химика А.П. Бородина. 1888Илья Репин. Портрет В.В. Стасова. 1889

Кисти Репина принадлежит известный «Портрет В.В. Стасова», 1889. Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) - виднейшая фигура в русском искусстве второй половины XIX века. Он выступал главным идеологом реализма, поставившего своей задачей не «развлекать», а «просвещать» и «направлять» - другими словами, воздействовать на жизнь, менять её. Наряду с И. Крамским, сыграл значительную роль в становлении Репина как художника. Энергию и волю Стасова, его бойцовский характер, его «брутальность» Репин прекрасно выразил в этом портрете. Сам портрет можно назвать «говорящим» - глядящий с него пронзительным взглядом художественный критик словно вызывает зрителя на диалог, пристально оценивая его. Такой «диалогизм» - одна из отличительных особенностей портретной живописи Репина.

В последние годы жизни Репин оказался в эмиграции. На родине ему продолжали оказывать знаки внимания, хотя общая художественная ситуация в 1920-е годы была, по существу, враждебна реализму. В моде был авангард, созвучный пафосу переустройства жизни, и на этом фоне Репин смотрелся почти бронтозавром.

Но вскоре всё изменилось. Стабилизация большевистского режима отменила необходимость экспериментов, и они были запрещены. Советским художникам, загнанным в один-единственный «творческий» союз, отныне разрешалось работать в рамках одного-единственного «творческого» метода - метода социалистического реализма. То есть «отражать» успехи, «воспевать» и «прославлять». И вот тут реализм Репина оказался вновь востребованным. Многие советские живописцы взяли для себя за образец сочную манеру художника, а сам Репин был торжественно провозглашён «выдающимся русским художником-демократом». Следует заметить, что при этом, пожалуй, никому из советских живописцев так и не удалось создать произведение, сравнимое по мощи и духу с полотнами Репина. Но оценки, которые давались творчеству Репина в советскую эпоху, сильно повредили ему в глазах свободных западных мастеров. Впрочем, политические трактовки долго не живут, своеобразный художественный мир не зачеркнуть ни сиюминутными восхвалениями, ни сиюминутной хулой. Рано или поздно всё возвращается на круги своя. И в последнее время уже никто не отрицает, что творчество Репина действительно является «визитной карточкой» русского реализма, сказавшего своё громкое слово в истории мировой живописи.