Ван Гог - Стиль и техника

Художники
25141

НЕИСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он сумел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гогу судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины. Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизни - подобного ни до ни после Ван Гога история живописи не знала.

РАННИЕ СТРАНСТВИЯ

Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.

Винсент Ван Гог. Копатель. 1881 годВинсент Ван Гог. Две крестьянки копают картошку. 1885 годВинсент Ван Гог. Женщины, несущие уголь. 1882 годВинсент Ван Гог. Собиратели хвороста на снегу. 1884 год

Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.

Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь - трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.

Винсент Ван Гог. Крестьяне сажающие картофель. 1884 годВинсент Ван Гог. Ткач возле открытого окна. 1884 годВинсент Ван Гог. Женщина за шитьем. 1885 годВинсент Ван Гог. Ткач за станком, вид слева. 1884 годВинсент Ван Гог. Пахарь с женщиной, сажающей картофель. 1884 год

Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.

Рисунки

Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога - с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.

Винсент Ван Гог. Женщина, чистящая картофель. 1882 годВинсент Ван Гог. Шьющая женщина с девочкой. Рисунок. 1883 годВинсент Ван Гог. Рыбак в зюйдвестке с трубкой и угольной коробкой. Рисунок. 1883 годВинсент Ван Гог. Мужчина, наматывающий пряжу. Рисунок. 1884 годВинсент Ван Гог. Женщина, чистящая картофель. 1882 годВинсент Ван Гог. Копающая крестьянка. Рисунок. 1885 годВинсент Ван Гог. Крестьянка, подбирающая колосья. 1885 годВинсент Ван Гог. Рыбак в зюйдвестке, сидящий с трубкой. Рисунок. 1883 год

Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.

По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.

Влияние японского искусства

Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».

Винсент Ван Гог. Розы. 1889 годВинсент Ван Гог. Мост под дождем. 1887 годВинсент Ван Гог. Куртизанка. 1887 годВинсент Ван Гог. Корни деревьев. 1890 годВинсент Ван Гог. Сосны на фоне оранжевого неба с заходящим солнцем. 1889 годВинсент Ван Гог. Большая бабочка Павлиний глаз. 1889 годВинсент Ван Гог. Цветение сливового сада. 1887 год

Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.

ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ

Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 годВинсент Ван Гог. Едоки картофеля (набросок) . 1885 годВинсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 год (эскиз)

В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты - которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.

Автопортреты

Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течении сорока лет, то все автопортреты Ван гога написаны им всего за пять последних лет жизни.

Винсент Ван Гог. Автопортрет. 1887 годВинсент Ван Гог. Автопортрет. 1888 годВинсент Ван Гог. Автопортрет в черной фетровой шляпе. 1886 годВинсент Ван Гог. Автопортрет с обритой головой. 1888 годВинсент Ван Гог. Автопортрет в серой фетровой шляпе. 1887 годВинсент Ван Гог. Автопортрет в соломенной шляпе. 1887 годВинсент Ван Гог. Автопортрет с трубкой. 1886 годВинсент Ван Гог. Автопортрет с японским принтом. 1887 год

Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному... при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».

Импасто

Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тютика, не опасаясь, что она расплывётся. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1888 годВинсент Ван Гог. Морской пейзаж в Сент-Мари. 1888 годМонтичелли. Фонтан в парке. 1883 годВинсент Ван Гог. Коровы. 1890 годВинсент Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890 год

Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.

СМЕНА СТИЛЯ

После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвета и свет в своих картинах.

Винсент Ван Гог. Интерьер ресторана. 1887 годВинсент Ван Гог. Кафе под открытым небом Генгетт на Монмартре. 1886 год

Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их творческого метода состояла в нанесении на холст отдельных мелких точек чистого цвета. Если рассматривать такую картину на расстоянии, эти точки смешиваются, при этом цветовое ощущение оказывается совершенно иным, чем если бы краски были смешаны на самом холсте.

Винсент Ван Гог. Весенняя рыбалка у моста Клиши. 1887 годВинсент Ван Гог. Окраина Парижа около Монмартра. 1887 год

Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он всё же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам.

Однако, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.

Натюрморты

Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах, например изображая обычный стул - «Стул Винсента с трубкой», 1888 года. В символических звучаниях некоторых предметов нет ничего нового: цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на умирание. Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии - «Натюрморт с чертополохом», 1980 года и «Четыре увядших подсолнуха», 1887 года. Картина 1888 года, на которой изображена спальня художника, решена им как любовно выписанный натюрморт, и сам Ван Гог писал, что хотел передать на ней «ощущение покоя и отдыха».

Винсент Ван Гог. Ваза с красными гладиолусами. 1886 годВинсент Ван Гог. Стул Винсента с трубкой. 1888 годВинсент Ван Гог. Ваза с цветами и чертополохом. 1890 годВинсент Ван Гог. Четыре подсолнуха. 1887 годВинсент Ван Гог. Натюрморт с кофемолкой, трубкой и кувшином. 1884 годВинсент Ван Гог. Пивные кружки. 1885 год

ЖИВЫЕ ЦВЕТА

После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он пользовался, живя в Голландии, но и значительно расширил круг своих сюжетов. Они включают в себя серии портретов и картин, изображающих цветы.

Винсент черпал своё вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере. На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.

Пейзажи

Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи - это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника. Так, например, природа на его раннем голландском «Пейзаже с церковью и фермами» полна тоски и мрака, в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887 года, написанной художником в Париже, она предстаёт светлой и умиротворенной.

Винсент Ван Гог. Вид на Амстердам с центрального воказала. 1885 годВинсент Ван Гог. Пейзаж с церковью и фермами. 1885 годВинсент Ван Гог. Аллея тополей близ Нюэнена осенью. 1885 годВинсент Ван Гог. Причал с кораблями в Амстердаме. 1885 год

Приехав в Арль, Ван Гог писал: «Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония». Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом. Примером тому может служить «Сбор урожая в Провансе», 1888 года. Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: «Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество».

Винсент Ван Гог. Пейзаж с грозовыми облаками. 1888 годВинсент Ван Гог. Лес и подлесок. 1887 годВинсент Ван Гог. Сбор урожая в Провансе. 1888 годВинсент Ван Гог. Весеннее пшеничное поле на восходе. 1889 год

Хотя в последние два года жизни болезнь почти не оставляла ему времени для работы, именно за этот короткий период Ван Гог успел создать почти половину всех дошедших до нас полотен. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвета стали более смелыми, а манера более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя», писал он.

Винсент Ван Гог. Дома в Овере. 1890 годВинсент Ван Гог. Соломенные коттеджи на солнце. Воспоминание о Севере. 1890 год

В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своём прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, всё равно нельзя не отметить, что его последние работы по прежнему наполнены страстной любовью к жизни.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890 годВинсент Ван Гог. Сосна с фигурой в саду госпиталя Сен-Поль. 1889 годВинсент Ван Гог. Портрет молодой женщины в соломенной шляпе среди пшеницы. 1890 годВинсент Ван Гог. Сеятель. 1889 годВинсент Ван Гог. Прогулка заключенных. 1890 годВинсент Ван Гог. Молотильщик. 1889 год