О работе:
Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
«Урок анатомии доктора Тульпа» не является документальным полотном - в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Самой примечательной на ней являются фигуры доктора Николаса Тюльпа (1593 - 1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей Амстердама.
Три врача, склонившиеся над трупом, испытывают самые разные ощущения и чувства. Это любопытство, благоговейных страх и даже подступающая дурнота.
Труп, служивший наглядным материалом, выглядит устрашающе. В то время врачам разрешалось вскрывать только трупы казнённых преступников.
Лицо доктора Тульпа сосредоточено и спокойно. Видно, что этот человек занимается своим любимым делом.
Правой рукой, держащей пинцет, доктор Тюльп приподнимает мышцы рассечённой руки, заставляя тем самым сгибаться её пальцы.