У омута

У омута

4332
У омута

О работе:

У этой картины Левитана есть долгое литературное и фольклорное эхо. Летом 1891 года художник и С. Кувшинникова приехали вместе с Ликой Мизиновой, близкой знакомой А. Чехова, погостить в тверское имение её дяди — Н.П. Панафидина. Поблизости располагалось Берново, имение Вульфов, друзей Пушкина. Пушкин бывал в Бернове. Здесь он услышал рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты. Это предание стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Этюд он писал тут же, для работы над полотном ему отвели большой зал в старинном доме. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами.

Омут — сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна — несчастной ли любви, страшного ли преступления, встречи ли с тем, что недоступно пониманию. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан своей спутнице. Он уловил это тревожное настроение и выразил его живописными средствами. Это было его кредо: «Природу украшать не надо, — утверждал художник, — но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей». Пейзаж «У омута» входит в знаменитую левитановскую «мрачную трилогию» вместе с картинами «Владимирка» и «Над вечным покоем».

У омута, Исаак Левитан. Фрагмент 1

Небо, как это всегда бывает у Левитана, во многом формирует основное настроение картины. Здесь оно светится глубоким светом в разрывах гонимых ветром облаков и наполняет зрителя тревогой.

У омута, Исаак Левитан. Фрагмент 2

Вновь отметим характерный левитановский приём — удвоение пейзажа посредством отражения его элементов в воде. Тёмные отражения высоких деревьев усиливают «мистическое» звучание картины.

У омута, Исаак Левитан. Фрагмент 3

Один из элементов сюжета этой картины-сочинения — мощные, побелевшие от времени брёвна запруды, которые видел, быть может, ещё Пушкин. По которым он, быть может, ходил, задумывая свою «Русалку». Подобное литературное эхо подчёркивает «романтизм» этой работы.

У омута, Исаак Левитан. Фрагмент 4

Картина во многом строится на контрасте бурлящей воды и мёртво застывшей водной глади полотна: именно так жизнь противостоит смерти.


Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Реализм
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1892
  • Размер:150 * 209 см
  • Музей:Государственная Третьяковская галерея, Москва

Биография художника

Биография Исаак Ильич Левитан

Другие работы художника