Афинская школа

Фреска, 1511 год, 500 * 772 см
4733
Афинская школа

О работе:

Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н.э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой рощи. Но, тем не менее, он изображает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, подобное строение казалось Рафаэлю более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем природный пейзаж.

При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображённые над ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображённого здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Однако Рафаэль идёт дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и людьми, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчёркивают основные фигуры - Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур. Многие из них не поддаются атрибуции, на счёт других нет единой точки зрения.

Статуя Аполлона

В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применён контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплотив в себе мужскую красоту и разум, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках.

В противоположном нефе в стенной ниши стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений.

Платон и Аристотель

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля - вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих местах сконцентрированы их философские идеи - у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Есть версия, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи.

Автопортрет с древними греками

На фреске Рафаэль написал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром вселенной.

Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, скорее всего Гиппарх, древнегреческий астроном. По другим версиям фигура принадлежит персидскому пророку Зороастру.

Евклид и ученики

Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.

Киник Диоген

Полуобнажённая, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура - это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожжённой глины.

Математика и музыка

В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате«Тимей», с которым он и изображён на фреске.

Альтернативные названия картины:

  • Философия

Характеристики:

  • Вид искусства:
    Фреска
  • Стиль:
    Возрождение, Ренессанс
  • Техника:
    Фреска
  • Дата создания:
    1511 год
  • Размер:
    500 * 772 см
  • Музей:
    Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим