Садко в подводном царстве

Масло, 1876, 322 * 230 см
798
Садко в подводном царстве

О работе:

Первые наброски к этой картине относятся к 1873 году. Закончил её писать художник уже в Париже, в 1876 году, во время своего трёхлетнего европейского вояжа. Эта работа обозначает важную веху в судьбе Репина- она «сделала» его академиком живописи.

В качестве главного героя полотна выступает Садко, известный персонаж новгородских былин. Согласно этим былинам, торговые корабли, снаряжённые разбогатевшим не без помощи Морского царя гусляром Садко, замерли в море во время штиля. Садко по выпавшему ему жребию должен был опуститься на дно морское (традиционно в таких случаях требовалось принести жертву Морскому царю). Там он повидал немало чудес и даже, по желанию морского царя, женился на морской девице Чернаве (это выбор подсказал ему Микола Угодник). Момент выбора невесты и изображён Репиным.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов и посчитал её интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны русскую девицу. Сам художник написал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».

Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим Александром III.

Себе в жёны Садко выбирает не писаную красавицу из представляющих ему себя эффектных обитательниц моря, а скромную, застенчиво укрывшуюся в дальнем углу Чернаву.

На заднем плане изображена золотая рыбка. Именно рыба «золотые перья» в этой знаменитой былине принесла Садко его богатства (это случилось в самом начале фольклорной истории).

Прекрасно одетый, как и подобает богатому купцу, Садко держит в руках гусли, свой «профессиональный» инструмент.

«Садко стоит на дне, мимо него одна за другой проплывают прекрасные представительницы морского дна, а он с восторгом смотрит на них», - комментировал автор эту картину. Ещё цитата (на этот раз «от Крамского»): «Это очень интересная картина, поражающая глубиной фантазии».

Другие названия картины:

  • Садко

Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Стиль:
    Реализм
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1876
  • Размер:
    322 * 230 см
  • Музей:
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург