Московский дворик

Масло, 1878, 64,5 * 80,1 см
132
Московский дворик

О работе:

В первой половине 1877 года Поленов перебрался в Москву на постоянное жительство. Этот «географический» перелом в его жизни совпал с переломом «творческим» - на русской художественной сцене появился новый самобытный живописец. Возвестила об этом картина «Московский дворик», показанная на VI передвижной выставке в 1878 году.

Сам Поленов, кажется, не придавал особого значения этой работе, даже как бы извинялся в объяснительном письме И. Крамскому, стесняясь недостаточной «идеологической» выдержанности своего произведения: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи - мне хотелось бы ступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным...» Если верить ему, он и создал картину будто между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Между тем картина имела оглушительный успех - зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи, привыкшей размахивать критической дубинкой.

Крыши написаны светло-голубыми, с зеленоватым оттенком. Это сознательный приём мастера-колориста - таким образом создаётся тонкий и плавный переход от неба к зелени переднего плана.

Храмы, колокольни, ампирные арбатские особняки, написанные на заднем плане, создают торжественный фон, ярко контрастирующий с подробностями «частной» жизни, заполнившими передний план. Контраст этот отмечен и в цветовом решении картины.

Лошадь, куры, люди - все элементы композиционно расположены так, что ведут взгляд зрителя от одной «вехи» к другой. Противопоставление двух планов (подробного переднего и панорамного заднего) характерно для поленовских произведений 1870-х годов; тут он остаётся верен академической традиции.

Орущий взахлёб ребёнок, брошенный увлёкшимися своими делами другими детьми, придаёт сцене уютную непосредственность - зрителю кажется, что он не рассматривает картину, а действительно вместе с художником выглядывает из окна квартиры: «здесь и сейчас».


Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1878
  • Размер:
    64,5 * 80,1 см
  • Музей:
    Государственная Третьяковская галерея, Москва