Заросший пруд

Масло, 1879, 77 * 121,8 см
541
Заросший пруд

О работе:

Эта картина - шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени (и в этом смысле перекликающийся с написанным годом ранее «Бабушкиным садом»). Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». У неё довольно прихотливая история. В сущности, «Заросший пруд» представляет собой «сумму» нескольких впечатлений художника.

Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Этюд пролежал «без движения» до осени 1878 года, когда художник переехал с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Кстати, чуть позже, в 1882 году, по соседству обосновался Лев Толстой, купив ныне всем известную усадьбу. Имея в виду увлечение Поленова некоторыми толстовскими идеями (познакомились они, впрочем, значительно позже, в 1887 году), такая «топографическая» перекличка кажется пророческой. Здесь, в Хамовниках, художника поразила прелесть старого сада, и это настроение он привнёс в старый этюд, претворившийся в новую картину.

Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех, а сама тема, открытая Поленовым, оказалась плодотворной - в частности, свой «Заросший пруд» написал ученик Поленова И. Левитан.

Академическая традиция даёт о себе знать в композиционном построении и этой поленовской работы. В соответствии с нею, художник выстраивает два плана - задний, написанный довольно «приблизительно», и подробный передний.

Старые мостки с вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда ностальгическое звучание. Моделью для фигуры женщины послужила сестра художника, В.Д. Хрущова.

В основе картины - виртуозно обыгранные художником градации одного и того же зелёного цвета. В тончайшей его нюансировке Поленов вновь выступает непревзойдённым мастером-колористом.

Кувшинки, равно как и детали берега, прописаны очень тщательно: эти будничные образы контрастно дополняют торжественный образ парка, теряющегося за пределами картины.


Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Стиль:
    Реализм
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1879
  • Размер:
    77 * 121,8 см
  • Музей:
    Государственная Третьяковская галерея, Москва