Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Масло, 1835, 242 * 321 см
2819
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

О работе:

В 1834 году Общество поощрения художников удовлетворило ходатайство Иванова о продлении срока пенсионерства на два года. Правда, ходатайств было два. Художник, в то время уже увлеченный идеей своей «главной картины», просил Общество спонсировать его поездку в Палестину для ознакомления с «декорациями» того сюжета, что должен был лечь в основу «Явления Христа народу». На эту просьбу последовал отказ с замечательной мотивировкой: «Рафаэль, - ответили Иванову, — не был на Востоке, а создал великие творения».

Как бы то ни было, за дополнительные два итальянских года следовало отчитаться. Этим отчетом и стало полотно «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Отчёт оказался настолько удачным, что художник получил за него звание академика. Картина служит иллюстрацией известной евангельской истории явления Христа после смерти Марии Магдалине, сначала принявшей его за садовника. Цитируем Евангелие от Иоанна: «Она обратившись говорит ему: Раввуни! - что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо я ещё не восшёл к Отцу Моему». Любопытный факт: стремясь к точности художественного выражения, Иванов убеждал натурщицу, позировавшую ему, вспоминать все свои несчастья и заставлял держать в руках свежий лук, чтобы она плакала как можно естественнее.

«Постараюсь окончить картину некоторым родом полутемно; впрочем, это сделать без черноты», — писал Иванов отцу, объясняя это решение тем, что ему нужно показать «утреннюю глуботу», из-за которой Мария не сразу узнала Иисуса.

Лицо Иисуса полно величия и бесстрастия — в отличие от меняющегося на глазах выражения лица Марии: удивление на женском лице сменяется радостью, а радость — любовным порывом, в котором трудно отличить любовь чувственную от любви духовной.

Ещё один контраст рождается в противопоставлении жестов рук — руки Магдалины, устремляющиеся к Христу, «усмиряются» царственным жестом Иисуса.

Красные одежды Марии Магдалины контрастируют с белыми одеждами Христа. Красное и белое — суть символы земного беспокойства и небесного покоя.


Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Стиль:
    Классицизм
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1835
  • Размер:
    242 * 321 см
  • Музей:
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург