Аппиева дорога при закате солнца

199
Аппиева дорога при закате солнца

О работе:

«Царица всех дорог» — титул, присвоенный этой знаменитой дороге в I веке одним из древнеримских поэтов. Она — один из устойчивых символов Древнего Рима. Дорогу из Рима в Капую прокладывали в конце IV века до н. э. по всем правилам инженерного искусства под присмотром цензора Аппия Клавдия, отсюда и её название. Постепенно она обрастала, говоря современным языком, «инфраструктурой» — тут появлялись постоялые дворы, гостиницы... и гробницы. Дело в том, что в Риме запрещалось хоронить и кремировать умерших, и поэтому состоятельные римляне облюбовали для «вечного упокоения» именно эту оживленную дорогу, соревнуясь друг с другом в пышности погребальных сооружений.

Эта дорога оказалась дорогой «сквозь века», так как исправно служила вплоть до новейшего времени — по ней уходили завоёвывать мир древнеримские легионы, по ней брели в священный Рим средневековые паломники, по ней маршировали солдаты Наполеона... Надо думать, именно историческую «глубину» хотел показать Иванов, приступая к изображению этого живописного вида. Сообщая о своей новой работе по её окончании, он напишет: «Пожалуй, могут истолковать, что торжествующий Пётр, или католицизм над древним миром находится при своём закате».

Смелость небесных световых эффектов в этой картине поразительна — они ничуть не уступают тем фантасмагориям света, что прославили Тёрнера.

Развалины древних гробниц — вкупе с акведуком и геометрической линией, «описывающей» графические формы города, — словно задают исторический вектор, связывая время и пространство в единое целое.

Цветовая гамма этой картины не просто следует «реальности». Тут скрыто решение именно художественной задачи «построения» пространства, в котором цвет играет не меньшую роль, чем, скажем, следование законам перспективы.

Силуэт собора святого Петра тонет в туманной дымке. «Всё это великолепие, — подсказывал художник в одном из писем, — находится при закате солнца, а зритель видит на горизонте горы Севера, где решится, наконец, судьба человеческая». Вера Иванова в мессианскую роль, сужденную России, была несокрушимой.


Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Стиль:
    Реализм
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1845
  • Размер:
    44 * 61 см
  • Музей:
    Государственная Третьяковская галерея, Москва