Вечерний звон

Масло, 1892, 87 * 108 см
1008
Вечерний звон

О работе:

Год создания этой работы — один нз самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. «Вечерний звон» — одна из них. Её жанр можно определить как «церковный пейзаж» — таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по «мотиву» — «Тихая обитель», появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков. И там и здесь «моделью» для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца.

Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, ешё раз вернулся к этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном взгляде становится понятно, что изменилась сама «населённость» пространства картины. Если «Тихая обитель» являла собой некий застывший образ «русской благодати», её символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины предельно конкретно, как предельно конкретны её реалии - дорога, хранящая тепло ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, живые детали пейзажа. И всё это необыкновенно характерно для переживаемого Левитаном творческого этапа. А к «символизму» он ещё вернётся в конце жизни — на новом витке своей эволюции.

В небе торжественно плывут розовые вечерние облака. Небо в этом произведении (впрочем, это характерно для многих работ Левитана) словно удвоено, благодаря своему отражению в тихой воде.

Высокая колокольня, взметнувшаяся над лесом, обозначает метафизическую вертикаль написанной художником жизни: от земли — к небу, от греховности — к святости. Сам её образ — в сочетании с названием работы — является одним из элементов музыкальности этого произведения.

Левитан избегает каких бы то ни было контрастных сочетаний (и в колорите, и в композиции), стремясь подчеркнуть гармонию изображаемой жизни, пронизанной тихим осенним светом.

Река, по диагонали разрезающая картину и как бы ведущая взгляд зрителя, — один из приёмов построения динамичной композиции.

Люди - редкость на картинах Левитана, он всегда избегал их изображений: человеческими голосами часто звучит у него сам пейзаж. Но в этой работе, дабы усилить её реалистические черты, художник изобразил паром с паломниками.

Другие названия картины

  • Монастырь под праздник

Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Стиль:
    Реализм
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1892
  • Размер:
    87 * 108 см
  • Музей:
    Государственная Третьяковская галерея, Москва