Владимирка

Масло, 1892, 79 * 123 см
448
Владимирка

О работе:

У этого едва ли не единственного в творчестве Левитана «социального» пейзажа довольно любопытная история. Левитан и С. Кувшинникова, помимо любви к искусству, отличались ещё одной страстью — страстью к охоте; в этом, кстати, многолетняя спутница художника ни в чём ему не уступала. Охотясь однажды во Владимирской губернии, они, долго проплутав по лесу, вышли наконец на столбовую дорогу. Присели отдохнуть у деревянного голубца с иконой. И вдруг Левитан воскликнул: «Да ведь это та самая Владимирка, по которой уже сотню лет люди идут в Сибирь!» Так родился замысел, вскоре претворившийся в этот шедевр.

В сущности, полотно представляло собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Но не единожды растолкованная политическая «революционность» этой работы не умоляет её ценности - это ещё один пронзительный образ русской земли.

Свинцовое непрозрачное небо с нависающими над дорогой тучами, грозящими близким ненастьем, задаёт скорбный мотив этой картины.

Такие голубцы (столб с деревянным«домиком» на конце, прячущим под своей крышей бумажную икону) ставили безвестные мастера у дорог, чтобы прохожие могли сотворить у них молитву. Этому образу отвечает образ странницы с котомкой, бредущей неведомо куда - как бродили на Руси в поисках лучшей доли испокон веков.

Среднерусский пейзаж с теряющимся вдали бесконечным горизонтом - один из музыкальных элементов картины, он «рифмуется» с протяжной песней. Русская красота, по определению философа Ф. Степуна, — это красота на горизонте, красота за горизонтом, это вечное неутолённое стремление к ней.

Сама дорога, выписанная подробно и зримо, с массой вьющихся параллельно ей, исхоженных сотнями ног тропочками, с вбитой в неё навечно пылью, хранит в своей памяти многозвучный кандальный звон.

Другие названия картины

  • Володимирка

Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Стиль:
    Реализм
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1892
  • Размер:
    79 * 123 см
  • Музей:
    Государственная Третьяковская галерея, Москва