Болото в лесу. Осень

Масло, 1872, 81 * 111,5 см
1246
Болото в лесу. Осень

О работе:

«Болото в лесу» было написано, по-видимому, в том же 1872 году, что и «Заброшенная мельница». Картина не была закончена по причине смерти художника. Первое, что обращает на себя внимание в этой картине, — это звучащие в ней чистые краски среднерусской осени. Любовь Васильева к русской природе, к её влажным лесам и обширным, открытым небу полям, удвоилась в Крыму, стиснутом горами. Крымские ландшафты вдохновляли его гораздо меньше, чем оставленная Россия (художник всегда разделял Крым и Россию, не находя в первом, того, что он так любил в последней).

Особенную привязанность питал он к такой, на первый взгляд «малохудожественной» подробности русского пейзажа, как болото, и тосковал по ней на юге. «О, болото, болото! — писал он из Крыма Крамскому. — Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины».

«Болото» — не пленэрная картина. Васильев писал её, живя в Крыму и пользуясь старыми набросками. Однако в ней есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силою мысли и своего творческого воображения художник переносится в тот болотистый и березовый край, который он вынужден был навсегда оставить.

Будучи «колористом от Бога», Васильев замечательно чувствовал наиболее звучные соотношения цветов. Так, пламенеющая осенняя листва очень выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи.

Могучие дубы, возвышающиеся на берегу болотины, как бы подпирают своими ветвями небо, задавая основную вертикаль композиции.

Едва намеченные цапли на переднем и среднем планах картины, кажется, «перелетели» сюда из «Заброшенной мельницы».

Другие названия картины

  • Осень на болоте
  • Осень в лесу
  • Осенний пейзаж

Характеристики:

  • Вид искусства:
    Живопись
  • Стиль:
    Реализм
  • Техника:
    Масло
  • Дата создания:
    1872
  • Размер:
    81 * 111,5 см
  • Музей:
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург