Искусство живописи

Искусство живописи

4659
Искусство живописи

О работе:

В доме Вермера не было его картин. Все свои работы мастер старался немедленно продать. Исключение составляет лишь «Искусство живописи». С этим полотном Вермер не расставался до самой своей смерти.

Композиция картины построена таким образом, будто зритель только что отдёрнул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Труба в руках женщины и лавровый венок на её голове ранее объяснялись как символы славы, ожидающей живописца, который работает в историческом жанре. Сейчас присутствие Клио принято интерпретировать таким образом: Вермер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остаётся в веках. Художник в «Искусстве живописи» (полагают, что это сам автор) одет в костюм XV века, что отсылает нас к эпохи Возрождения. Но на стене висит картина XVII столетия. Католическая Фландрия отделена на ней от протестантской Голландии.

Искусство живописи, Ян Вермер. Фрагмент 1

Занавес

Тяжёлые занавесы, подобные этому, присутствуют во многих работах Вермера. Обратите внимание на то, как нанесённые булавкой точки белил передают игру света на дорогой ткани.

Искусство живописи, Ян Вермер. Фрагмент 2

Без свечей

Свет играет на изысканном канделябре, увенчанном двуглавым орлом, гербом королевского дома Испании. Символично, что канделябр висит на фоне карты Нидерландов. Отсутствие свечей в нём можно интерпретировать как символ угасающего могущества Испании, от владычества которой Голландия избавилась в 1648 году.

Искусство живописи, Ян Вермер. Фрагмент 3

Подпись на карте

Карты украшали стены многих голландских домов, и их можно часто увидеть на картинах Вермера. На этой карте зритель может разглядеть подпись мастера, но год создания работы, как обычно, отсутствует.

Искусство живописи, Ян Вермер. Фрагмент 4

Момент творчества

Вермер показывает нам своего художника (себя?) за работой. Мы словно заглядываем через плечо живописца и поэтому можем видеть, что он сейчас занят лавровым венком Клио.

Если рассматривать эту деталь в общем контексте, то её можно интерпретировать как символ славы, ожидающей живописца по окончании работы.

Искусство живописи, Ян Вермер. Фрагмент 5

Пятна света

Складки на отворотах гамаш художника написаны смелыми плоскими пятнами света и тени. Острый треугольный световой блик падает на неожиданно яркие, резко контрастирующие с приглушённой цветовой гаммой картины, красные чулки.

Искусство живописи, Ян Вермер. Фрагмент 6

Гипсовая маска

Маска, лежащая на столе, напоминает посмертную. Возможно, если учитывать и прочие детали картины, это символ смерти искусства в нидерландских провинциях, оказавшихся под властью Испании.

Искусство живописи, Ян Вермер. Фрагмент 7

Муза

Натурщица, одетая в некое подобие античной тоги, стоит возле окна. Лицо её повёрнуто к зрителю, поэтому одна часть его ярко освещена, а другая находится в тени. Женщина выглядит утомлённой. Она почти засыпает, а художник только начал работу над картиной.

Другие названия картины:

  • Аллегория живописи
  • Мастерская художника
  • Художник и модель

Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Барокко
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1668
  • Размер:120 * 100 см
  • Музей:Музей истории искусств (Художественно-исторический музей), Вена

Биография художника

Биография Ян Вермер

Другие работы художника