О работе:
В гражданской войне в Испании (1936-1939) республиканцы потерпели поражение, и пришедший к власти генерал Франко установил в стране фашистскую диктатуру. Большинство сюрреалистов (это касается, впрочем, и вообще европейской культурной элиты) симпатизировали республиканцам. Дали, в отличие от них, оставался сторонником Франко, хотя особенно и не афишировал это. В своих политических пристрастиях он часто бывал непредсказуем.
Однако, независимо от всего этого, ему удалось создать мощное и необычное антивоенное полотно. «Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня, - вспоминал Дали, - и за полгода до начала событий я написал эту картину. Приправленная варёными бобами, она изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия». Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании - тут мы имеем дело с очевидной аллюзией.
Голова монстра закинута назад, выражая одновременно дьявольское торжество и муку.
Красный фрагмент, свисающий с обнажённой плоти, похож на кусок мяса или высунутый язык.
Внизу картины изображена деформированная нога. Она служит костылём (любимый мотив Дали) для всей «мягкой конструкции».
Скрюченная рука сжимает женскую грудь, глумясь над этим символом материнской нежности.
Другие названия картины:
- Мягкая конструкция с варёной фасолью