О работе:
Этот сюрреалистический шедевр представляет собой великолепный пример «параноидально-критического» метода Дали и его «точных образов иррациональности». Сюжет картины продиктован мифом о Нарциссе, пересказанным Овидием. Герой этого мифа, прекрасный юноша, завороженный своим собственным отражением, отверг любовь женщины и превратился в цветок, получивший его имя. Благодаря своей виртуозной технике, Дали удалось создать ряд двойных образов, поражающих своей фотографической точностью.
На заднем плане изображён юноша, оглядывающий своё тело «нарциссическим» взглядом (термин Фрейда, означающий крайнюю самовлюблённость). На переднем плане он же смотрит на своё отражение в озере. Справа от него каменная рука держит яйцо, из которого рвётся наружу нарцисс.
Картина составляет единое целое с одноимённой поэмой, написанной Дали.
Голова-яйцо
Абсолютно гладкое яйцо повторяет форму и размеры головы Нарцисса. Сквозь трещину в скорлупе прорастает цветок. В своей поэме Дали писал: «Всё, что осталось от него (Нарцисса), - это призрачный овал его белой головы».
На пьедестале
На заднем плане фигура Нарцисса установлена на пьедестал в позе, повторяющей классические скульптуры или скульптуры эпохи Ренессанса. Выше можно разглядеть третье изображение Нарцисса, выступающее на этот раз из-за гор. Согласно поэме Дали, это бог снегов, растопленный страстью.
Теневые фигуры
Изображение на картине залито резким светом, заставляющим предметы отбрасывать глубокие тени. Одна из таких теней привлекает внимание зрителя к зловещему псу.
Обнажённые персонажи
На среднем плане, между Нарциссом и рукой, изображена группа обнажённых фигур. В своей поэме Дали описывает их как «гетеросексуальную группу» в состоянии «подготовки к извержению» - трактовать эту метафору, видимо, следует в сексуальном смысле.
Потрескавшаяся рука
Перекликающаяся по форме с ногой Нарцисса, окаменевшая рука имеет у своего основания горизонтальную трещину, соответствующую линии, по которой нога юноши соединяется с его отражением.
Трещины на большом пальце и ползущие по руке муравьи делают явственным ощущение смерти и разложения, в то время как яйцо и цветок являются символами рождения и расцвета.
Золотой юноша
Дали пишет изогнутую фигуру Нарцисса тонами расплавленного золота. Художник выбирает этот цвет не случайно, но следуя Овидию, который описывает, как «золотой воск медленно тает от огня... так тает и утекает любовь». То, что голова Нарцисса изображена склонённой и мы не видим его лица, делает образ ещё более закрытым и загадочным.