О работе:
На картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» представлен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Репин выбрал наиболее драматический момент и создал эмоциональное полотно, полное сильной и деструктивной энергии. Сегодня горячо спорят о достоверности исторических событий, отображённых Репиным, совершенно забывая за этими спорами о грандиозности и великолепии самой картины, о мастерстве исполнения, о силе психологического раскрытия характеров людей, о гармонии красок и отделки деталей. Бесспорно «Иван Грозный и сын его Иван...» - одно из лучших полотен Ильи Ефимовича.
Картина показывает муку раскаяния от содеянного на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. Фигуры мёртвого сына и живого отца противопоставлены друг другу. Сначала взгляд приковывает умирающий царевич, ещё секунду назад полный сил, энергии и жизни. Но затем мы видим безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мёртвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мёртвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
Царевич Иван
Кажется, что царевич Иван ещё дышит. На лице его - предчувствие скорой и неминуемой смерти. Одной рукой царевич бессильно упёрся в пол, второй бессознательно сжал отцову руку. Иван, одетый в светлые одежды, представляется мучеником, невинно убиенным. Розовый наряд царевича в центре картины приковывает внимание и создаёт контраст между фигурой жертвы и агрессивным окружением красного цвета, а также чёрной одеждой убийцы.
Царь Иван Грозный
От гнева не осталось и следа; на лице царя лишь страх и животный ужас. В глазах - недоверие к самому себе, отчаяние, осознание невозможности что-либо изменить - и приходящая всему этому на смену обречённость. Дрожащими руками Иван Грозный силится зажать смертельную рану, из которой - капля за каплей - утекает жизнь его сына. Репин сделал акцент на мимику царя и его скулу, подчеркнул глубокие морщины. Широко распахнутые глаза с кровавыми прожилками стали по-настоящему страшными.
Посох
Репин сделал орудие убийства главной деталью на переднем плане картины. На сбитом в ходе жестокой борьбы ковре, лежит посох царя. Тяжёлый, окованный серебром, он сразу привлекает к себе внимание. Именно он стал причиной смерти царевича.
Задний план
На заднем плане перевёрнутый стул, сброшенная на пол подушка и упавшая рядом чёрная шапочка Ивана Грозного. Художник намеренно сдёрнул её с головы Ивана Васильевича. Без шапки перед нами уже не царь, но начинающий лысеть пожилой человек, почти совсем старик, которому не осталось больше в жизни радостей.
Кровавое пятно
Взгляд, следуя от рукоятки посоха до его острия, останавливается на луже крови. Эксперты-криминалисты полагают, что, учитывая позы персонажей и характер раны, пятна на этом месте быть не могло. Однако Репин поместил его именно здесь, в большом пространстве, которое нельзя оставлять пустым.
Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного и представил публике на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 году. Картина не понравилась Александру III и его окружению, в результате чего была запрещена к показу. Это первая в истории Российской империи картина, подвергшаяся цензуре. Запрет был снят спустя три месяца по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору.
Картина постепенно обросла мрачными легендами: судьбы людей, позировавших Репину для неё, сложились несчастливо, и пошли разговоры о проклятии шедевра. Говорили, будто художник потревожил злобный призрак царя-душегубца. У самого Репина полотно на кровавый сюжет тоже вызывало сильные эмоции ещё в процессе работы. Из воспоминаний самого художника: «Писал - залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шёл в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней.»
Психологический эффект от восприятия этого шедевра сокрушителен. «Иван Грозный и сын его Иван...» - единственная в истории русской живописи картина, которую дважды атаковали вандалы. 16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, после чего лица изображённых пришлось воссоздавать фактически заново. 25 мая 2018 года в результате нападения мужчины холст был порван в трёх местах на фигуре царевича, лица и руки изображённых не пострадали. Сегодня картина находится на реставрации.
Другие названия картины:
- Иван Грозный убивает своего сына