О работе:
По собственному свидетельству Иванова, эта работа стала его первым акварельным опытом. Интересно, что тремя годами позже художник в письме к наставнику царских детей поэту В. Жуковскому призывал молодых живописцев к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Если вспомнить множество акварелей самого Иванова и свойственную ему «быстроту эскизного исполнения», то этот призыв покажется странным. Но противоречие это без труда разъясняется тем, что всё это допускалось художником в «технической», «вспомогательной» области; в письме же речь шла о законченных картинах.
Впрочем, «форс-мажорные» обстоятельства иногда оправдывали и нарушение сформулированного Ивановым правила. Например, те, что сопутствовали приезду в декабре 1838 году в Рим великого князя Александра Николаевича. Предоставим слово самому Иванову: «Художники засуетились. Марков предложил поднести (наследнику) альбом новейших рисунков каждого из художников русских. Мысль была одобрена, я сейчас же приковал себя к акварельному рисунку, который был почти в аршин величины: он представлял Аvе-Маria...» Позже законченную работу Иванов подарил В. Жуковскому.
Благоговение — вот что объединяет всё это множество лиц в единое целое. Но при этом целое всё-таки остаётся многоликим, потому что всякое лицо представляет собой оригинальную «вариацию на тему», которые всегда так хорошо выходили у выдающегося «психологиста» Иванова.
Как бы ненароком художник решает здесь и чрезвычайно интересную живописную задачу гармоничного «соединения противоположностей», сочетая мертвенный лунный свет с живым светом свечей, которые держат в руках участники славословия.
Пейзаж на заднем плане, показанный самыми скупыми средствами, является географической привязкой — у зрителя не остается сомнений в том, что действие происходит именно в Риме.
Смысл этого действа растолковал в одном из писем сам художник: «Обыкновение римское собираться на улице, в час после сумерек у каждого образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни».