О работе:
Начиная с 1860-х годов, «импровизационная» манера письма Айвазовского, не «копировавшего» мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, выражением которых стала организация на рубеже 1860-70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники исповедовали жёсткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. В это же время критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина «Радуга», обозначившая новый этап в творчестве художника. С одной стороны, перед нами очередное «кораблекрушение» Айвазовского. Но, с другой, оно совсем не похоже на прежние его «кораблекрушения» и «бури». Не отказываясь от собственных принципов, он в этой работе сильно модернизирует их - особенно заметно это в колористическом решении полотна. Прежние «утрированные» (по собственному слову живописца) краски уступают место более сдержанному и вместе с тем более тонко разработанному колориту. Меньшая «придуманность», подчёркнутая «реалистичность» - это очевидная реплика художника в диалоге с современностью. Хотя романтическая напряжённость остаётся характерным признаком и этой работы.
Радуга, прозрачно и чуть заметно светящаяся на грозовом фоне, похожа на мираж — этот эффект достигается искусственным сочетанием оттенков различных цветов.
Накренившийся корабль медленно погружается в морскую пучину. За ним едва различим скалистый берег. Судя по всему, корабль наскочил на рифы вблизи берега — это и стало причиной кораблекрушения.
Волны Айвазовский, как обычно, написал мастерски. Ураганный ветер срывает с них белую пену, поднимая столбом водяную пыль.
Спасшиеся с корабля люди замерли в различных позах в шлюпке, написанной на переднем плане, который более светел по сравнению с задним. Один из них вскинул вверх руку, показывая на мерцающую радугу.