О работе:
Айвазовский, назначенный в 1844 году «живописцем Главного морского штаба», занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Победы русских моряков восхищали его, с русским флотом он дружил столь тесно (и «взаимно»), что, когда в 1846 году художник отмечал десятилетие своей творческой деятельности, в Феодосию его пришла приветствовать целая эскадра под командованием В. Корнилова, будущего героя Севастопольской обороны.
Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединённая эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его. Турки потеряли в этом бою 10 тысяч человек, в то время как русские — лишь 11. Командующий флотом граф А. Орлов сообщал об этой «виктории» Екатерине II: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всем архипелаге господствующими». Контроль над Дарданеллами был установлен.
Турецкий корабль изображён в момент взрыва. Сполохи пламени, клубы дыма, летящие вверх обломки написаны столь эффектно, что всё это напоминает праздничную иллюминацию.
Стремление к световым эффектам обнаруживает себя в том, как художник пишет луну, чей холодный свет контрастирует с огненным заревом на воде.
К флагману русского флота приближается шлюпка с группой лейтенанта Ильина, только что взорвавшего свой брандер — так назывались специальные суда «камикадзе», «напичканные» горючими и взрывчатыми веществами.
Турецкие моряки пытаются спастись на обломках корабля. Общая «красивость» группы указывает на «академические» (в ряду других) истоки творчества Айвазовского.
Другие названия картины
- Чесменский бой ночью