О работе:
Станца д'Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II (который умер в феврале 1513 года, в самый разгар работ). Одна из таких сцен, «Изгнание Элиодора из храма», дала название комнате.
Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы, поскольку папа с особой любовью и привязанностью относился к Сан-Пьетро ин Винколи (Святой Пётр в цепях), римской церкви, в которой хранились те самые цепи, в которые был закован апостол Пётр во время пребывания в темнице. В этой же церкви спустя 30 лет после смерти папы Юлия II была воздвигнута его гробница, созданная Микеланджело. История чудесного освобождения апостола Петра из темницы ангелом подробно изложена в «Деяниях Апостолов».
На небе, изображённом в левом углу картины, Рафаэль рисует облака, частично закрывающие Луну. Это было одним из первых реалистических изображений ночного пейзажа в итальянской живописи.
Темница Святого Петра наполнена ослепительным сиянием, исходящим от ангела, пришедшего освободить его. Сияние усиливается за счёт контраста с чёрными шероховатыми перекладинами решётки.
Справа мы видим Святого Петра, которого осторожно выводит из темницы явившийся за ним ангел. Приём, при котором в пространстве одной картины изображается сразу несколько эпизодов сюжета, называется в живописи непрерывным изображением.
Слева изображён офицер с факелом, распекающий уснувшего солдата, которому было поручено охранять темницу. Превосходно переданы отблески огня на металлических частях оружия.
Альтернативные названия картины:
- Изведение Петра