О работе:
Группа друзей наслаждается завтраком на залитой солнечным светом террасе открытого кафе на берегу реки в нескольких километрах от Парижа. Местом написания картины стал ресторан Фурнеза, расположенный на островке, в Шату, на Сене. Это было место, где любили встречаться представители высшего общества, поэты, актёры, интеллектуалы и любители гребли. Так же, как и на более ранней картине Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», здесь передана свободная, живая атмосфера, возникающая в компании парижан, выехавших отдохнуть на свежем воздухе.
Очень современная по содержанию, эта картина вместе с тем явно перекликается с полотнами старых мастеров, изображавших застолья, в частности с работами венецианского художника XVI века Веронезе. Несмотря на то, что картина передаёт ощущение спонтанности момента, Ренуар тщательно выстраивал её композицию на протяжении нескольких месяцев, приглашая в Шату модели, своих друзей и специально приглашённых для этого людей, которые позировали ему по отдельности.
Река. Между краем тента и листвой, окружающей террасу, мы можем видеть скользящую по реке парусную лодку. Обратите внимание на то, как фестончатый край тента пересекается с парусом, связывая тем самым передний план картины с её задним планом.
Разделительная линия. Фигуры девушки и мужчины, стоящих на заднем плане, отрезаны от общей группы перекладиной балкона, которая делит картину на два треугольника. Картину пересекает ещё одна, противоположная диагональ, проходящая по правой руке Кайботта, руке его соседки и верхушке стула.
Жена художника. Алина Шариго, ставшая впоследствии женой Ренуара, изображена на картине с маленькой собачкой. Воздушная манера Ренуара хорошо распознаётся в фактуре серебристо-серой шерсти собачки, в которой исчезают пальцы Алины.
Характерные жесты. Костюмы, позы и жесты использованы художником для передачи настроения, характеров и социального положения изображенных им персонажей. Женщина, одетая как актриса, поправляет шляпку руками, затянутыми в перчатки. Гребец одет в спортивную белую майку и соломенную шляпу-канотье. Он сидит верхом на стуле, держа в руке сигарету.
Отблески красного. Ренуар добавил отблески ярко-красного для того, чтобы связать воедино элементы картины. Например, красный край воротника женщины, сидящей на переднем плане, перекликается с красными деталями в изображении модели, которая пьёт из стакана позади неё.
Сверкающий натюрморт. На столе, в самом центре полотна, изображен великолепный натюрморт. Тонкость работы Ренуара просматривается в том, как написаны винные бутылки, стаканы и фрукты. Густые белые блики заставляют сверкать расставленное на столе стекло.
Картины, на которых изображены отдыхающие за городом парижане, позволяли Ренуару и другим импрессионистам совместить интерес к сценам современной жизни с работой на пленэре. Ренуар и его друг Моне и раньше, ещё в 1869 году, писали отдыхающих парижан, сидя бок о бок на берегу Лягушатника в Буживале, в полутора километрах от Шату. И в дальнейшем сцены отдыха на реке продолжали вдохновлять художника.