Пьер Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар

11199
Пьер Огюст Ренуар

1841

Родился в городе Лиможе в семье портного Леонара Ренуара и его жены Маргариты.

1844

Переезжает вместе с семьёй в Париж,где позже начинает учится росписи по фарфору

1861

Становится учеником художника Шарля Глейра,в студии которого знакомится с Базилем,Моне и Сислеем.

1962

Сдает вступительные экзамены в школу изящных искусств.

1864

Одна из картин Ренуара отобрана для Салона (государственной художественной выставки)

1871

Проходит службу в армии во время франко-прусской войны

1874

Вместе с группой друзей устраивает выставку,которая впоследствии войдёт в историю как первая выставка импрессионистов

1876

Вторая выставка импрессионистов

1881

Путешествует по Италии,где на него огромное впечатление производят образцы классического искусства и Ренессанса

1890

Женится на Алине Шариго,от которой у него уже есть сын. В последствии у них родятся ещё два сына.

1896

Покупает дом в Эссуа,к юго-востоку от Парижа,в деревне,где родилась его жена

1897

Ломает руку при падении с велосипеда,что становится причиной ревматизма,от которого художник страдал все последние годы жизни

1900

Получает от французкого правительства звание Кавалера Почетного Легиона

1907

Покупает поместье в Кань-сюр-Мер,возле Ниццы,и строит там дом,в котором проведет остаток жизни

1912

Прикован к инвалидному креслу,однако продолжает писать и даже делает на следующий год попытку заняться скульптурой

1919

Умирает 3 декабря в возрасте 78 лет.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции и славящимся своим фарфором. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты. Всего у Леонара и Маргариты родилось семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Огюст Ренуар. Автопортрет. 1871 год
Огюст Ренуар. Автопортрет.  1875 год
Огюст Ренуар. Автопортрет. 1910 год

ПОИСКИ СЕБЯ

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж и здесь маленький Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учится музыке. Однако, помимо этого у Огюста проявился дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

В 1858 году фарфоровая мастерская, в которой работал Ренуар, закрылась, и ему пришлось переключиться на роспись вееров и штор. В 1860 году он получил от властей разрешение заниматься копированием картин, находящихся в Лувре, а к 1861 году сумел скопить достаточно денег, чтобы заплатить за обучение, и стал учеником Шарля Глейра, модного в то время художника, писавшего портреты и забавные сценки. Студия Глейра считалась филиалом парижской Школы изящных искусств, и в апреле 1862 года Ренуар, которому исполнился 21 год, выдержал вступительные экзамены в это заведение, оказавшись 68-м из 80 кандидатов.

Церковь Сент-Эсташ. Гравюра
Шарль Глейр

Вместе со своими друзьями по студии Глейра - Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем - Ренуар ездил в лес Фонтенебло, где они рисовали на открытом воздухе. Впоследствии работа на пленэре стала отличительным, «фирменным» знаком импрессионистов, группы художников, ядром которой была перечисленная выше четвёрка.

РАННИЕ ПОПЫТКИ

Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. На следующий год у него взяли ещё две картины, а сам Ренуар начал получать заказы на создание портретов. Однако художник продолжал едва сводить концы с концами и выживал во многом благодаря своим богатым друзьям - Базилю и Сислею.

В 1865 году, в доме ещё одного своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео. Огюста захватила страсть, Лиза очаровала художника, стала его первой любовью и любимой моделью. Лиза вдохновляет Ренуара. В то время он постоянно пишет возлюбленную, экспериментируя с разными стилями, что можно видеть на портретах Лизы того периода. Их связь продолжалась 7 лет до 1872 года. Внезапный и неожиданный для всех разрыв случился, вероятно, по той причине, что Ренуар совсем не собирался жениться. Лиза об этом узнала и оставила Ренуара, выйдя замуж за другого.

Огюст Ренуар.  Цыганская девушка. 1868 год
Огюст Ренуар.  Диана. 1867 год
Огюст Ренуар.  Лиза с зонтиком. 1867 год
Огюст Ренуар.  Одалиска. 1870 год

Творческая карьера Ренуара прерывается в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. Несмотря на то, что участия в боевых действиях Ренуар не принимал (в отличии от Базиля, убитого в сражении), во время службы он жестоко страдал от дизентерии. В послужном списке Ренуара сказано, что он «во время войны проявил выдержку и самообладание».

После окончания войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками устроили в Салоне выставку своих картин. Именно тогда и появился термин «импрессионизм», придуманный одним саркастическим критиком. Теперь об этом событии вспоминают как о первой выставке импрессионистов. Целый ряд выставленных работ подвергся уничтожающей критике, однако «Ложа» Ренуара была оценена достаточно доброжелательно.

Огюст Ренуар. Мадам Альфонс Додет. 1876 год
Огюст Ренуар. Мадам Виктор Чоккет. 1875 год
Огюст Ренуар. Альфред Сислей.1876 год
Огюст Ренуар. Чарльз Ля Кер. 1874 год
Огюст Ренуар. Виктор Чоккет. 1876 год

В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками, но и с общим экономическим кризисом, последовавшим за поражением в войне с Пруссией. Настали годы, когда людям было не до покупки произведений искусства. Как и многие его друзья, Ренуар часто страдал от нищеты и теперь, стремясь выжить, занялся писанием портретов, единственным жанром живописи, который всегда пользуется спросом. В душе он никогда не любил писать портреты, однако веселый, покладистый характер художника помогал ему в работе с клиентами. В результате на второй выставке импрессионистов в 1876 году из 15 представленных на ней работ Ренуара 12 оказались портретами.

СПОКОЙНЫЕ ГОДЫ

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына - Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

Алина была младше Ренуара на 20 лет, и, хотя в живописи девушка не разбиралась, она смогла стать для художника прекрасной женой. Став хозяйкой в его доме и взяв на себя все хлопоты, она окружила Ренуара заботой, ограждая от всего что могло бы помешать его работе. Алина оставалась верной спутницей Огюста на протяжении всей жизни, даже несмотря на интрижки, которые периодически возникали у художника со своими натурщицами.

Огюст Ренуар и Алина Шариго
Огюст Ренуар. Мадам Ренуар с Бобом. 1910 год
Огюст Ренуар. Клод Ренуар. 1916 год
Огюст Ренуар. Жан Ренуар как охотник. 1910 год
Огюст Ренуар. Алина и Пьер. 1997 год

К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Почетного Легиона.

ПОСЛЕДНИЕ УСИЛИЯ

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Более того, несмотря на свой почтенный возраст, он даже попытался заняться скульптурой, давая указания своему помощнику, что и как он должен лепить. К этому времени ревматические боли стали настолько сильными, что иногда художнику приходилось спать под простыней, натянутой на деревянную раму, поскольку даже прикосновение легкого полотна причиняло ему невыносимую боль. Но, несмотря ни на что, Ренуар никогда не терял бодрости духа и любил повторять: «Что ни говорите, а я - счастливчик».

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на нее.

Дом Ренуара в Кане. 1908 год
Дом Ренуара в Кань-сюр-Мер, усадьба Колеттю. Наше время
Мастерская в Кане, где трудился Ренуар
Ренуар в  Кань-сюр-Мер.
Могила Огюста Ренуара

3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления легких в возрасте 78 лет. Так завершился жизненный путь одного из величайших художников всех времен.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Огюст Ренуар - Стиль и техника

Смотрите также