О работе:
Это самая известная картина Рембрандта. Она получила своё нынешнее название лишь в конце XVIII века. Объясняется это просто. Тёмный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Ночной дозор» - один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Этот групповой портрет разительно отличается от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей.
На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рейтенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Первоначально на левом краю картины располагались ещё две фигуры, а по трём остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. После того как полотно было подрезано по новому формату, всё это исчезло.

Боевой талисман. Повернувшаяся лицом к зрителю девушка, чьё платье написано густыми белилами в технике импасто, резко выделяется на окружающем темном фоне и может быть интерпретирована как боевой талисман кампании. Мертвая птица, прикрепленная к её поясу, вероятнее всего, имеет отношение к форме аркебузиров, чьи шляпы украшены птичьими лапами.

Красные отражения. Красные камзолы офицеров перекликаются с ярким красным кушаком капитана Кока. Рембрандт написал ткань широкими мазками тонко разведенной красной краски по коричневому фону, создав складки за счёт чередования более светлых и более тёмных тонов.

Капитан Кок принадлежал к правящей верхушке Амстердама. Он быстро получил чин капитана народного ополчения и стал бургомистром. Его фигура доминирует на полотне, возвышаясь над фигурой лейтенанта, стоящего рядом. Делая шаг и вытянув вперёд руку, капитан Кок показывает отряду направление движения.

Узоры. На картине в подробностях изображен украшенный золотым шитьём и жемчугом край лейтенантского костюма. Поверх желтого фона Рембрандт написал коричневой краской завитки и петли, сливающиеся с наложенными способом импасто штрихами коричнево-желтой и белой краски. На камзол падает четкая тень от протянутой руки капитана Кока.

Барабанщик. На самый край полотна помещена фигура барабанщика. Барабанщик был единственным персонажем картины, не заплатившим художнику за портрет, - возможно, это было связано с тем, что, в отличие от остальных офицеров, он не принадлежит зажиточному классу.

Мушкетёры. В мирное время, когда была заказана эта картина, народное ополчение представляло собой скорее церемониальную, нежели боевую, единицу. Однако офицерам полка хотелось подчеркнуть свою роль защитников города. Аркебузиры всегда носили огнестрельное оружие - аркебузы и мушкеты, - и Рембрандт тщательно воссоздаёт все детали вооружения (возможно, используя для этого специальные руководства). Этот ополченец чистит свой мушкет, выдувая с полки сгоревший порох.
Другие названия картины
- Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга