О работе:
Картина появилась на свет благодаря конкурсу, объявленному американским кинопродюсером Альбертом Левиным. Для фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг» ему требовался образ искушаемого святого. В конкурсе приняло участие одиннадцать художников, в жюри вошли такие известные знатоки, как культовый художник Марсель Дюшан и первый директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр. Победил в конкурсе сюрреалист Макс Эрнст, в годы второй мировой войны, как и Дали, эмигрировавший в США из Европы.
Святой Антоний, живший в XV веке, был отшельником. Известно, что аскет неоднократно видел страшные образы, которыми испытывалась вера святого (вынесенное в название картины слово «искушение» прежде означало «испытание»). Галлюцинации являлись к святому Антонию в двух формах: в виде соблазнительной женщины и в виде грозных демонов. Этот сюжет был необыкновенно популярен в средневековом и ренессансном искусстве, потом о нём надолго забыли, чтобы вспомнить лишь в середине XX века. Но Дали не был бы Дали, если бы классическая история не породила на его полотне странный мир, наполненный загадочными символами.
Первый слон несёт на спине церковную чашу, из которой появляется обнажённая женщина, сжимающая свои груди, - символ похоти.
«Игрушечный» храм с фрагментом обнажённого женского тела в проёме интерпретируется как духовность, искажённая демонами мира сего.
На заднем плане из облаков возникают контуры Эскориала, знаменитого дворца-монастыря в Испании, в XVI веке резиденции испанских королей, - этот образ символизирует единство духовного и мирского начал.
Лошадь имеет в искусстве различное символическое значение, однако здесь её следует воспринимать как символ разнузданной чувственности.