О работе:
Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем, не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о её рождении: «Всё началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника».
Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Найна. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата, на родине Дали.
Густая тень, падающая от руки Христа, придаёт картине впечатляющую глубину, делая изображение более объёмным.
Основание креста покоится на массивных облаках, определяя «космизм» картины.
Руки и ноги Христа не прибиты гвоздями, то есть это полотно не соответствует каноническим изображениям и собственно евангельской истории. Этим подчёркивается источник картины - «космическое сновидение».
Гладкая поверхность воды и маленькие фигурки на берегу помогают художнику передать ощущение тишины и покоя.