О работе:
Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо.
Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Подобный приём был весьма распространён среди художников эпохи Ренессанса. О том, что Леонардо написал портрет Цецилии, мы знаем из поэм придворного поэта Бернардино Беллинчиони (умер в 1492 году) и из письма самой Цецилии, датированного 1498 годом. Она пишет, что запечатлена на картине «совсем не зрелой».
Цецилия родилась около 1465 года, уже в юном возрасте прославившись своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества. Стоит упомянуть и достигнутую в портрете гармонию жеста и позы. Голова Цецилии повёрнута так, словно она разговаривает с невидимым собеседником, но при этом вся её поза сохраняет достоинство и благородство.
Длинные пальцы Цецилии, придерживающие зверька, выражают чувственность и аристократическую грацию девушки.
Глаза Цецилии слегка скошены в сторону так, будто она только что повернула голову, чтобы взглянуть на стоящего рядом человека. Леонардо называл глаза «зеркалом души».
Чуть уловимая улыбка играет на губах Цецилии. Леонардо был убеждён, что для передачи внутреннего состояния не обязательно изображать сильные эмоции - иногда гораздо лучше лишь намекнуть на них.
Горностай изображён живым и сообразительным зверьком. Из-за своего белоснежного меха, которым подбивали королевские мантии, горностай считался символом чистоты.
Другие названия картины:
- Цецилия (Чечилия) Галлерани