О работе:
Это одна из самых загадочных картин в наследии Леонардо. Существует ещё одна версия картины - она находится в Национальной галереи в Лондоне. Кажется очень странным то, что Леонардо, крайне редко вообще заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Авторство Леонардо между тем в обоих случаях подтверждается многочисленными документами.
В 1483 году художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его - это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Приблизительно с 1495 по 1508 годы Леонардо был вовлечён в судебное разбирательство по поводу оплаты работы. В 1506 году он согласился закончить работу в течение двух лет, и окончательный расчёт за неё произвели в 1508 году. Эта история имеет отношение к картине, выставленной в Национальной галерее. Хотя остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.
Некоторые участки варианта, выставленного в Национальной галерее, скорее всего, написаны учениками, но самые важные элементы (такие как голова Мадонны и ангел) настолько великолепны, что их автором мог быть только Леонардо.
Глубокие тени под глазами, носом, губами и на левой щеке Мадонны делают её образ удивительно объёмным.
На заднем плане тяжёлые силуэты скал контрастируют с уходящими вдаль, покрытыми дымкой далёкими очертаниями гор.
Волосы ангела демонстрируют высочайшую технику письма Леонардо. Свет, падающий на вьющиеся локоны, превращает их в переплетения золотых нитей.
Странные каменные образования формируют загадочную атмосферу, столь любимую Леонардо. В записных книжках художника есть описания того, как, стоя перед входом в пещеру, он чувствовал одновременно «страх перед непроглядной тьмой и желание заглянуть в её таинственную глубину».
Другие названия картины:
- Мадонна в гроте