О работе:
Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана ему для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана, где и сохранилась до наших дней. Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведённая глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.
Художник работал медленно - он отказался от принятой техники настенной росписи (по влажной штукатурке), предложив экспериментальный способ. Суть его заключалась в нанесении изображения на сухую штукатурку, исполняющую роль загрунтованной доски. В результате краска стала осыпаться ещё при жизни Леонардо, а спустя несколько десятилетий Вазари описывал «Тайную вечерю» как «беспорядочный набор пятен».
Неоднократно предпринимались попытки восстановить фреску, но все они принесли больше вреда, чем пользы. Впрочем, даже то, что осталось от неё, продолжает производить величественное впечатление.
Святой Иаков Старший (пятый справа) удивлённо разводит руками. Сидящий рядом с ним святой Филипп прижимает к груди кулаки, выражая свою любовь и невинность.
Сидящие на правом краю стола святой Матфей, святой Иуда Фаддей и святой Симон, полные недоумения, страстно жестикулируют.
Величественная фигура Христа, смиренно распростёршего руки, являет собой островок спокойствия среди моря бушующих вокруг страстей. Она расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Святой Пётр (пятый слева) порывисто наклонился вперёд, а Иуда Искариот, сидящий перед ним, лицемерно отвернулся.