Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

32587
Леонардо да Винчи

1452

В Тоскане появился на свет незаконнорожденный сын нотариуса и местной крестьянки

1467

В возрасте 15 лет поступает подмастерьем к знаменитому флорентийскому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккио

1472

Получает звание мастера живописи и пишет свою первую картину "Благовещение"

1481

Первый большой заказ Леонардо - алтарный образ "Поклонение волхвов"для монастыря,находящегося в окрестностях Флоренции

1482

Переезжает из Флоренции в Милан

1495

Герцог Лодовико Сфорца,правитель Милана,заказывает Леонардо фреску "Тайная вечеря"для монастыря Санта-Мария делле Грацие

1499

Вторгшиеся в Милан французы свергают Сфорца,и Леонардо возвращается во Флоренцию

1503

Начинает работу над портретом ("Мона Лиза"),который станет одной из самых знаменитых картин в истории живописи

1506

Вновь переезжает в Милан

1513

Обстановка в Милане обостряется,и Леонардо направляется в Рим,надеясь получить работу при папском дворе

1516

Не получив заказов от папы,принимает предложение короля Франции Франциска I и переезжает во Францию,где проводит последние годы своей жизни

1519

Умирает 2 мая в возрасте 67 лет,в усадьбе Клу,неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине Луары

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в городке Винчи, расположенном к западу от Флоренции на вершине живописного холма. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о ней, хотя жизнь Пьеро достаточно хорошо документирована. После рождения Леонардо он сделал успешную карьеру во Флоренции и четырежды женился, произведя на свет, помимо своего первенца, ещё 11 детей. Леонардо воспитывался в доме отца.

Леонардо да Винчи. Город Винчи. Италия
Леонардо да Винчи. Улицы города Винчи. Италия
Леонардо да Винчи. Дом, где родился Леонардо. Casa Natale Leonardo da Vinc

О том, как прошло детство Леонардо, мы тоже ничего не знаем. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование - впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык в те времена был основой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал.

Леонардо да Винчи. Памятник в Вене
Леонардо да Винчи. Памятник в Милане

Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным. Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.

Единственное, что можно заключить из этих записей с твёрдой уверенностью, так это отношение Леонардо к животным. Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей.

Леонардо да Винчи. Этюд кошек и других животных. 1513
Леонардо да Винчи. Этюд лошади и всадника. 1480
Леонардо да Винчи. Этюд лошади и всадника. 1481
Леонардо да Винчи. Рисунки кота и собаки

И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Однажды художник сказал: "Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животных так же, как они воспринимают убийство человека".

В возрасте 15 лет Леонардо стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских художников - Андреа дель Верроккио (ок. 1435-1488).

ПОВОРОТ СУДЬБЫ

Верроккио был не только знаменитым художником итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность же ему принесли скульптура и живописные работы. Кроме того, Верроккио почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки.

Андреа ди Чони по прозванию Верроккио — выдающийся деятель эпохи Возрождения второй половины XV в.
Леонардо да Винчи. Портрет в молодости. Литография. Гравер H. C. Selous. 1820

Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы "Тайная вечеря" и "Битва при Ангиари" дошли бы до нас в первозданном виде.

Звание мастера живописи Леонардо получил в 1472 году, но до 1476 года оставался у Веррокки. Возможно, это было связано с какой-то совместной работой.

1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину "Поклонение волхвов" - для алтаря монастыря Сан-Донато а Скопето близ Флоренции.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. 1480-1481
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Фрагмент 1. 1480-1481
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Фрагмент 2. 1480-1481
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Фрагмент 3. 1480-1481

Он так и не закончил её, что, впрочем, характерно для всей его художественной карьеры. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нём заговорили как о непревзойдённом мастере в передаче жестов и эмоций.

«МОРО»

Одной из причин, заставивших Леонардо бросить эту работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, деспотического правителя города, получившего из-за своей смуглой кожи прозвище "Моро" (то есть "Мавр").

Фернандо де Льянос. Алтарь Сфорца, Брера, Милан. 1494

Здесь Леонардо провёл почти двадцать лет. Из письма, адресованного им герцогу, можно понять, что он был не только и не столько придворным художником, но, прежде всего, военным консультантом Сфорца. В том, что художник занимался чем-то помимо живописи, нет ничего удивительного, это было распространённой в те времена практикой. Поражает другое - невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим многозарядное огнестрельное орудие на вразающейся турели (прообраз пулемёта), "закрытые повозки, безопасные и неприступные" (прообраз современных танков) и "самодвижущиеся повозки" (прообраз современных автомобилей).

Леонардо да Винчи. Лестерский кодекс. Страница
Леонардо да Винчи. Пулемёт. Прообраз
Леонардо да Винчи. Пулемёт. Воссозданная по чертежу Леонардо модель
Леонардо да Винчи. Танк. Воссозданная по чертежу Леонардо модель
Леонардо да Винчи. Танк. Прообраз
Леонардо да Винчи. Автомобиль. Прообраз
Леонардо да Винчи. Автомобиль. Воссозданная по чертежу Леонардо модель

Но технические проекты Леонардо слишком опережали своё время, не внушая доверия современникам. Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомнительные, по его мнению, эксперименты. Однако он высоко ценил талант Леонардо как изобретателя всевозможных сценических приспособлений и искусного мастера фейерверков, устраиваемых в честь разнообразных праздников. К подобным событиям во все времена Ренессанса относились очень серьёзно, и каждый правитель стремился к тому, чтобы устроенный им праздник затмевал своим великолепием праздники конкурентов.

Сфорца делал Леонардо и художественные заказы. Одним из них была большая конная статуя отца Лодовико. Леонардо создал глиняную модель, в три раза превосходящую натуральные размеры, но забросил работу, и в дальнейшем модель уничтожил. Однако, в наше время, конь был восстановлен и установлен на ипподроме Сан-Сиро в Милане.

Леонардо да Винчи. Эскиз скульптуры коня
Конь по эскизам Леонардо да Винчи. Милан

Фреска "Тайная вечеря" должна была украсить стену монастыря Санта-Мария делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой - спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории исскусства.

Леонардо да Винчи. Монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане
Леонардо да Винчи. Трапезная монастыря Санта-мария делле Грация, Милан
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проём, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь. Вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент Иесус. 1495-1498
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент Иоанн или Мария Магдалина. 1495-1498
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент слева. 1495-1498
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент справа. 1495-1498

В наши дни от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее – 30%. И если бы во время последней реставрации, длящейся с 1978 по 1999 годы, оставили всё, как есть, то фреска выглядела бы как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена. В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение, дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРИУМФЫ

В 1499 году власти Лодовико пришёл конец - Милан был захвачен французами, и Леонардо покинул город. Посетив Мантую и Венецию, где он провёл несколько месяцев на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, Леонардо вернулся во Флоренцию и работал там вплоть до 1506 года. Считается, что именно в этот период он написал (или, во всяком случае, начал писать) свою знаменитую "Мона Лизу". Кроме этого, он получил от городских властей престижный заказ на большую фреску "Битва при Ангиари" для Палаццо Веккио. Как и в случае с "Тайной вечерей", Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вновь оказался удручающим.

Фреска так и не была закончена, а то, что успел написать Леонардо, в XVI веке покрыли сверху другой росписью.

Леонардо да Винчи. Эскиз лошадей к Битве при Ангирари
Леонардо да Винчи. Эскиз к Битве при Ангиари
Леонардо да Винчи. Эскиз лошадь и всадник к Битве при Ангирари

В 1506 году Леонардо опять в Милане. В 1512 году под натиском объединённых сил Швейцарии, Испании, Венеции и папского престола из города ушли французские войска - эти события вызвали череду беспорядков, и Леонардо покинул Милан, направившись в Рим. В Риме он надеялся получить работу при папском дворе. Папа Юлий II, умерший в 1513 году, был известным меценатом своего времени. Папа Лев Х, сын Лоренцо Медичи, ни в чём не уступал своему предшественнику. Но с работой у Леонардо не заладилось. Ему исполнилось 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Это одна из причин. Другая заключалась в том, что к этому времени на художественной сцене уже появились Микеланджело и Рафаэль, скоростью работы явно превосходившие Леонардо. При папском дворе Леонардо приняли почтительно, но так и не предложили ему ни одного заказа.

ПОСЛЕДНИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя. Он получил официальный титул "первого королевского художника, инженера и архитектора", но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества. Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром и другими художниками, написавшими полотна, где изобразили старого художника, умирающего на руках своего молодого покровителя.

Жан Огюст Доминик Энгр. Смерть Леонардо да Винчи. 1818
Франсуа-Гийом Менагот. Смерть Леонардо да Винчи на руках Франциска I. 1781
Чезаре Муссини. Франциск I, король Франции, у постели умирающего Леонардо да Винчи. 1828

Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары и соединённой с ним подземным тоннелем. Усадьба Клу сегодня выглядит так же, как в XVI веке и сохранила до наших дней кухню и большой зал, где да Винчи принимал высокопоставленных гостей. Эти помещения имеют практически тот же вид, какой имели при жизни Леонардо.

Леонардо да Винчи. Замок Кло-Люсе, Амбуаз (усадьба Клу)
Леонардо да Винчи. Замок Кло-Люсе, Амбуаз (усадьба Клу) Статуи
Леонардо да Винчи. Большой ренессансный зал где Леонардо принимал высокопоставленных гостей. Замок Кло-Люсе
Леонардо да Винчи. Кухня в замке Кло-Люсе, Амбуаз (усадьба Клу)

Умер художник там же 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Леонардо да Винчи - Стиль и техника

Смотрите также