О работе:
Это монументальное полотно завершает ряд жанровых сцен, написанных Репиным в конце 1870-х и начале 1880-х годов. В данном случае художник решил изобразить крестный ход. Нужно заметить, что Курская губерния славилась в ту пору своими пышными крестными ходами, и Репин специально побывал в этих краях, чтобы своими глазами увидеть один из них.
Современники называли эту картину энциклопедией русской жизни, восхищаясь мастерством художника, сумевшего виртуозно изобразить различную фактуру, тонкие оттенки цвета и десятки человеческих фигур в точно подмеченных позах. Впрочем, автору предъявлялись и претензии. Так, купивший для своего собрания эту работу Павел Третьяков заметил, что в ней «нет ни одного приятного лица». «Для меня истина превыше всего на свете, - отвечал ему Репин. - Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней «приятных» лиц?.. А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли «приятных» лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые «просятся» на холст. Это очень тонкая вещь, и её невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит своё творение".
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно сознающая своё превосходство над другими. Рядом с ней шествуют отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
Справа изображена группа несущих украшенный лентами фонарь крестьян, празднично одетых, серьёзных и истовых в своей вере.
Конный полицейский замахнулся нагайкой на крестьянина, чем-то, по его мнению, нарушившего порядок. Это ещё одна социальная «реплика» этой картины, живописующей жизнь пореформенной России.
Священник в рясе идёт, размахивая кадилом. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего ему нравится в происходящем - это он сам.
Слева на переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун, истово верящий в чудесное исцеление. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крестный ход. Наброски к картине показывают, как менялось лицо горбуна в процессе работы над картиной. Если поначалу Репин придавал ему выражение муки и страдания, то к финалу оно очевидным образом «одухотворилось», явившись ещё одним доказательством того, что в убогом теле часто живёт нежная и ранимая душа.