Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин

12680
Илья Ефимович Репин

1844

Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца

1854

Учится в чугуевской школе военных топографов

1857

После упразднения школы продолжает обучение у иконописца И. Бунакова

1863

Поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Знакомится с И.Н. Крамским

1864

Становится студентом Академии художеств

1871

Картина «Воскрешение дочери Иаира» получает Большую золотую медаль Академии художеств

1872

Женится на Вере Шевцовой

1873

Картина «Бурлаки на Волге» имеет оглушительный успех. Начинается трёхлетний вояж художника по Европе

1876

По возвращении в Россию уезжает на год в Чугуев

1877

Перебирается в Москву. Начинает работу над знаменитыми полотнами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Крестный ход в Курской губернии»

1882

Переезжает в Петербург

1884

Узнав о неверности мужа,Вера Репина уходит от художника

1891

В Петербурге с триумфом проходит персональная выставка

1892

Персональная выставка в Москве повторяет успех петербургской

1894

Утверждён профессором Академии художеств

1899

Покупает имение в Куоккале и обосновывается там с Натальей Нордман-Северовой

1913

В январе приезжает в Москву в связи с покушением на картину «Иван Грозный» и работает совместно с Игорем Грабарём над её восстановлением

1924

В Москве организована персональная выставка,посвящённая 80-летнему юбилею художника

1922

В «Пенаты» к отцу переезжает старшая дочь Вера,которая останется с отцом до конца его дней

1925

В Петербурге так же,как и в Москве,проходит выставка,посвящённая 80-летнему юбилею художника

1926

В «Пенаты» приезжает делегация советских художников во главе с И.И. Бродским. Репина приглашают вернуться в Россию

1929

Произведения Репина экспонируются в Финляндии,Швеции,Франции,США,Чехии

1930

Умирает в Пенатах 29 сентября в возрасте 86 лет

Великий реалист

Творческий путь Репина впечатляющ: от провинциального иконописца до признанного мастера, знаменующего своей живописью высший взлёт русской реалистической школы.

Илья Ефимович Репин. Конец 1870-х
Василий Поленов. Портрет художника Ильи Репина.1879
Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля - по старому стилю) 1844 года в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Военными поселенцами в те годы называли людей, которые в мирное время крестьянствовали на земле, но по первому зову должны были встать под ружьё. Позже художник, говоря о своём происхождении, отмечал, что «военные поселенцы были людьми презираемыми и находились на положении рабов».

Между тем, в пору его рождения семья Репиных отличалась достатком - правда, вскоре для неё начались трудные времена. Уже с ранних лет мальчик, проявлявший большие способности к рисованию, помогал родителям, подрабатывая писанием икон и портретов. Три года (1854-1857 гг.) он учился в чугуевской школе военных топографов. С упразднением военных поселений школа оказалась закрыта, и подросток продолжил профессиональную учёбу у местного иконописца И. Бунакова. Вместе с ним он расписал не одну церковь в соседних деревнях.

Харьковская губерния. Чугуев. Дом Репина
23 летний Илья Репин с мамой и братом Василием в Чугуеве. 1867
Харьковская губерния. Чугуев. Дом Репиных. Икона, написанная Репиным в 14 лет
Илья Репин. Портрет матери Татьяны Степановны Репиной. 1867
Илья Репин. Портрет В.Е. Репина, брата художника, впоследствии музыканта. 1867
Илья Репин. Портрет Ефима Репина. Отца художника. 1879

ВЛИЯНИЕ СТОЛИЦЫ

К 1863 году Репин, мечтавший об Академии художеств, отправился в Санкт-Петербург. Своеобразные подготовительные курсы он прошёл в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с молодым тогда (старше Репина всего на 7 лет), но уже знаменитым И.Н. Крамским, от которого воспринял вполне новаторские по тем временам взгляды на задачи искусства. На дворе стояла бурная эпоха переустройства России, двумя годами раньше было отменено крепостное право, интеллигентная молодёжь бурлила и волновалась революционными теориями, лидерами мнения стали журналы и писатели, отличавшиеся крайними «социальными» идеями. Крамской ввёл своего ученика в ту среду, где широко обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны, пути дальнейшего развития искусства. Это общение наложило сильный отпечаток на мировоззрение Репина - по сути, оно и сформировалось под мощным воздействием тогдашних прогрессивных взглядов на народ, на интеллигенцию, на культуру.

Панорамный снимок Академии Художеств. Наше время
Илья Репин. Портрет художника Ивана Николаевича Крамского. 1882
Иван Крамской. Портрет художника Ильи Ефимовича Репина. 1876

Сдав осенью 1864 года вступительные экзамены, Репин поступил в Академию художеств. «Цепкость» молодого живописца и его мечта о получении хорошего образования сделали его образцовым студентом. Свои студенческие годы он посвятил глубокому изучению рисунка, перспективы, анатомии и других академических дисциплин.

В 1869 году его картина «Иов и его друзья» была награждена Малой золотой медалью Академии, а в 1871 году, по окончании Академии, Репин получил Большую золотую медаль за свою дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира». Именно она стала началом его творческой карьеры и многолетней крепкой дружбы с Василием Поленовым, который писал дипломную работу на эту же тему и так же, как и Репин, получивший за свою работу Большую золотую медаль и право на поездку за границу. Художники были одногодками, учились вместе в Академии художеств и были близкими друзьями на протяжении всей жизни, несмотря на разные взгляды в искусстве.

Впрочем, уроки Крамского, видевшего одной из главных задач искусства критическое «отражение» действительности, не прошли для Репина даром. Его волновали не только библейские сюжеты, которые требовала «разрабатывать» академическая программа. Примерно в это же время он написал картину, сделавшую его знаменитым (и не только в России, но и в Европе - после её показа на престижной международной выставке в Вене), - это были «Бурлаки на Волге» (1870-1873).

Илья Репин. Иов и его друзья. 1869
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872-1873

Сюжет её и пафос известны каждому. К работе над полотном Репин подошёл очень серьезно - чтобы лучше познакомиться с жизнью бурлаков, летние месяцы 1870 и 1872 годов он провёл на Волге. После представления картины широкой публике Репин ещё несколько лет её правил. С годами это его качество бесконечно доводить работу до совершенства упрочилось и часто оборачивалось во вред самому же художнику. Иногда он засушивал и портил хорошие работы. Коллеги говорили, что лучше всего Репину обычно удавался первый вариант - необыкновенно свежий и точный.

ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В феврале 1872 года художник женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора, с которой Илья Репин познакомился ещё в годы студенчества, когда гостил в доме своего однокашника Алексея Шевцова, брата Веры. В конце этого же года у них родилась первая дочь. Осенью 1874 года родилась вторая дочь. К тому времени в семье Репиных появился и неродной ребёнок - Валя Серов. Его мать, Валентина Серова (она позировала Репину для картины «Царица Софья»), в Париже была сильно занята концертами и репетициями, и мальчик стал проводить много времени в семье художника. Репин научил мальчика рисовать, а Серов на всю жизнь стал ему любимым учеником и близким другом.

Валентин Серов. Портрет художника И.Е.Репина. 1892
Илья Репин. Царевна Софья. 1879
Илья Репин. Портрет художника В.А. Серова. 1901

Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но - как показало время - совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.

Илья Репин с женой Верой, дочками Верой и Надей и сыном Юрием. 1880-е
Илья Репин с детьми. 1880-е
Илья Репин. Портрет В.А. Репиной, жены художника. 1876
Илья Репин. В.А. Репина. 1876

За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.

Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.

Илья Репин. Осенний букет. Портрет В.И.Репиной, дочери художника.  1892
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1901
Илья Репин. На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже. 1879
Илья Репин. Портрет Н.И.Репиной. 1896

В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году - в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах - на Кавказе.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ

Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877 и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени неизменно вызывали всеобщий интерес, выдвинув Репина в первый ряд современных русских художников. Назовём среди них хотя бы картины «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же Репин создал лучшие свои портреты.

Илья Репин. Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт. 1889
Илья Репин. Портрет Яницкой. 1865
Илья Репин. Стрекоза. 1884
Илья Репин. Портрет критика В.В.Стасова. 1873
Илья Репин. Нищая. Вёль. Девочка-рыбачка. 1874
Илья Репин. Портрет Л. П. Штейнгель. 1895

Жизнь его была вполне благополучной; недостатка в средствах он не испытывал. Репин всегда сознавал свою удачливость и при этом никогда не был уверен в своём таланте. Он считал себя «посредственным тружеником» и думал, что только ежедневная многочасовая, почти каторжная работа может сделать из него настоящего художника. Он не зазнавался от своих успехов и спокойно переживал неудачи. Даже после расставания с женой Верой, которое он тяжело переживал, и выхода из Товарищества передвижных выставок, когда на нервной почве у него сначала начала болеть, а потом перестала действовать правая рука, он не сник, не потерялся, а научился работать левой рукой. А ведь ему тогда не было и 45 лет. С возрастом художника начало подводить зрение, развилась дальнозоркость, но Репин и тут не отчаялся, а стал использовать кисти с длинными ручками, их длина иногда доходила до метра. Илья Ефимович научился компенсировать своё состояние и продолжал заниматься самым важным для него - писать картины. Наверное, в его страсти к работе и заключается секрет того, что Репин до самой смерти сумел сохранить ясность ума и живость характера.

Илья Ефимович Репин. 1909
Илья Репин. Автопортрет за работой. 1915
Илья Ефимович Репин за работой в мастерской

Большие персональные выставки, организованные в 1891-1892 годах в обеих российских столицах, сопровождались оглушительным успехом. «Моя выставка, - отмечал художник в одном из своих писем в феврале 1892 года, - здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице». Знаком международного признания его заслуг стало награждение живописца (в 1901 году) французским орденом Почётного легиона.

ТАЛАНТ ПЕДАГОГА

В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили тёплые воспоминания о своём профессоре.

Илья Репин и его ученики
Илья Репин в Академии художеств
Репин среди своих учеников

Вместе с тем художник продолжал создавать новые картины. Активно он участвовал и в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Репин пожертвовал в помощь голодающим. К царскому режиму он относился довольно критически - не желая связывать своё имя с бездарной политикой, проводимой (как он однажды выразился) «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти», живописец в 1907 году покинул Академию.

ПЕНАТЫ

В 1899 году Репин приобрёл имение в финском местечке Куоккала, неподалёку от Петербурга. Здесь он поселился вместе со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи.

Своё новое «гнездо» художник назвал Пенатами (в честь древнеримских богов-хранителей, покровителей домашнего очага). Но и второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно на юге Швейцарии.

Репин Илья Ефимович и Наталья Борисовна Нордман-Северова
Наталья Борисовна Нордман-Северова
Илья Ефимович Репин и Наталья Нордман в Пенатах на зимней веранде
Илья Репин. Портрет Наталии Борисовны Нордман. 1900
Илья Репин. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903
Илья Репин. Портрет Надежды Борисовны Нордман-Северовой. 1909

После Октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков, Финляндия заявила о своей независимости, и, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Впрочем, в Советской России его продолжали считать «своим». В 1922 году в «Пенаты» перебирается жить старшая и любимая дочь художника - Вера. Она взяла на себя все заботы по хозяйству уже пожилого отца. В силу наличия тяжёлого характера она не смогла устроить личную жизнь и оставалась с отцом до конца его жизни. В 1924-1925 годах в Москве и Ленинграде были организованы большие выставки, посвящённые 80-летнему юбилею художника.

В 1913 году Репин приезжает в Москву, чтобы восстановить свою знаменитую и достаточно скандальную картину «Иван Грозный убивает своего сына». Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина была выставлена весной 1885 года и вызвала одновременно шок и интерес общественности, и поначалу была запрещена к показу. Однако, спустя три месяца, запрет был снят и работу снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике. Но в 1913 году один из присутствующих совершил акт вандализма и исполосовал лицо царя. Безумцем оказался сын крупного фабриканта Балашова.

Пенаты. Имение Ильи Репина в Куоккала (Репино)
Усадьба Репина Пенаты. Зимняя веранда
Усадьба Репина Пенаты. Скульптурная мастерская Репина
Пенаты. Круглый стол в столовой с вращающейся центральной частью, для удобства самообслуживания
Усадьба Репина Пенаты. Кабинет
Пенаты. Гостиная. Бюст Натальи Нордман-Северовой
На веранде в Пенатах. Слева направо – Горький и его жена Андреева, Яковлева – секретарь Стасова, Владимир Стасов, Репин и Нордман
В мастерской у Репина в Пенатах
Федор Шаляпин и Илья Репин в Куоккале. 1914

Остаток своих дней Репин провёл в Пенатах. Там он и умер 29 сентября 1930 года, там был и похоронен. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России; тогда же репинская усадьба была превращена в мемориальный музей. В 1944 году, во время Второй мировой войны, музей сгорел. Восстановлен и вновь открыт он был в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Илья Ефимович Репин - Стиль и техника

Смотрите также