О работе:
В этой работе Репин запечатлел момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. На первый взгляд, изображённая сцена кажется выхваченной прямо из жизни, однако на самом деле композиция картины продумана до мелочей. Глубокий замысел художника прослеживается в установлении чётких связей между пространством удаляющихся в перспективе смежных комнат и направлением взглядов, которыми обмениваются персонажи картины.
Репин написал её так, что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясённо застывшей матерью «Блудного сына». Это позволяет нам стать «психологическими» участниками сцены и попытаться точнее «прочувствовать» то, что разворачивается перед нашими глазами.
Творчество Репина поражает своим психологизмом, глубоким проникновением во внутренний мир героев. Каждую фигуру на картине «Не ждали» художник прописывал долго и тщательно, предваряя работу маслом многочисленными набросками и этюдами. К окончательной композиции он шёл долгой и трудной дорогой, многократно меняя положение фигур на полотне.
Вопрошающий взгляд
Худое лицо вернувшегося домой революционера-народника драматично освещено сбоку. При этом большая часть лица остаётся в тени. Блики подчёркивают впалые глаза мужчины, напряжённо глядящего на повернувшуюся вполоборота к зрителю свою мать.
Евангельские аллюзии
Над головой жены революционера - среди портретов «знаковых» интеллигентских героев того времени (Тарас Шевченко и Некрасов) - висит гравюра с картины, посвящённой Страстям Господним. Это - в сочетании с траурными одеждами матери и жены революционера - создаёт вполне определённый содержательный подтекст, отсылающий нас к сюжету «воскресения из мёртвых».
Волнение и страх
Репин прекрасно передаёт различные чувства детей: девочка, не помнящая своего отца и не понимающая реакции взрослых, испугана и напряжена, а мальчик, понявший, что за гость пришёл к ним в дом, открыл от волнения рот и светится радостью.
Под столом
Отметим трогательную и удивительно точную деталь: свисающие со стула ноги девочки. Младшая дочь революционера совершенно по-детски свела вместе носки, что еще раз подчёркивает её нерешительность и испуг.
Выразительные руки
Взгляды, жесты, позы персонажей этой картины Репина очень выразительны, но при этом неоднозначны. Жена народника изо всех сил сжимает подлокотник кресла, а его мать бессильно протянула руку вперёд, словно не веря своим глазам.
Удаляющиеся линии
Голые половицы здесь являются одновременно смысловой и композиционной деталью. С одной стороны, то, что пол не покрыт даже половиком, красноречиво свидетельствует о нелёгком материальном положении семьи бывшего ссыльного. С другой стороны, удаляющиеся линии половиц как бы ведут взгляд зрителя к фигуре нежданного гостя.