О работе:
Репин часто работал над большими полотнами по несколько лет, но ни одно из них не писал так долго, как это, на протяжении более чем десяти лет внося изменения в композицию картины и уточняя исторические детали. Сюжетом для неё послужило реальное историческое событие. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махмуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя в случае отказа поголовным уничтожением. Запорожцы ответили султану насмешливым письмом (оно не один раз опубликовано) - момент его написания и изобразил Репин. Другой очевидный источник этой работы - гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой словно «ожили, - по словам И. Грабаря, - на полотне». В 1880 году художник специально ездил на Украину для сбора материала для начатой картины.
В 1888 году он повторил путешествие - уже другим маршрутом, проехав на лодке, поезде и верхом до казачьей станицы Пашковской. Там он сделал ряд набросков, запечатлевших наследников запорожской вольницы. Художник был очарован этой темой. «Чертовский народ! - писал Репин В. Стасову. - Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства».
Слева изображены израненный запорожец, выражающий своё презрение к султану не смехом, а решительным взглядом, и мягко улыбающийся гоголевский «Андрий».
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
Над писцом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рожденной» издевательской фразой.
Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Другие названия картины:
- Запорожцы