Счастье улыбалось ему
Айвазовский — пример точнейшего «попадания» в собственную судьбу. Ему везло во всём — в творчестве,вызывавшем неизменное восхищение,в научных изысканиях,в дружбе,в учениках,в общественной деятельности.
Иван Айвазовский родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года в Феодосии в армянской семье. Его предки ещё в XVIII веке,спасаясь от геноцида,развязанного турками,бежали из Западной (Турецкой) Армении в Польшу. Отец художника,Константин (Геворг) Гайвазовский (так на польский манер стало именовать себя семейство Айвазянов),в начале XIX века перебрался из Галиции в Крым. Одно время он довольно успешно торговал,но разразившаяся в 1812 году в Феодосии эпидемия чумы разорила его — после этого семья впала в бедность,а К. Гайвазовскому пришлось добывать средства на жизнь на феодосийском базаре,исполняя должность базарного старосты.
В книге рождений и крещений феодосийской армянской церкви будущий живописец был записан как «Ованес. сын Георга Айвазяна». Привычной для нас «русифицированной» фамилией он стал подписывать свои работы лишь в 1840 году.
КОЛЕСО ФОРТУНЫ
Мальчик рос резвым и смышлёным — рисованием он увлекался с ранних лет. Жизнь Оника,ничем не отличавшаяся от жизни разноплеменных городских мальчишек,изменилась,когда его рисунки увидел феодосийский градоначальник А. И. Казначеев — человек большой культуры,хороший знакомый Пушкина времён южной ссылки поэта. Именно благодаря стараниям Казначеева,вскоре ставшего губернатором Таврической губернии,Айвазовский сначала оказался в симферопольской гимназии (в 1830 году),а потом и в петербургской Академии художеств (в 1833 году).
Ему повезло с учителями — класс,в котором он занимался,возглавлял известный пейзажист М. Воробьев. Вскоре Айвазовский обратил на себя внимание Карла Брюллова,в 1835 году возвратившегося из Италии на родину. Его «Последний день Помпеи»,годом раньше показанный в Академии художеств,произвёл огромное впечатление на молодого Айвазовского — где-то здесь нужно искать истоки его романтизма.
УСПЕХ ВО ВСЁМ
Вскоре он стал своим человеком в своеобразном «братстве» Брюллова,Глинки и Кукольника. Общительный,остроумный,красивый,Айвазовский быстро сходился с людьми — среди его знакомых мы найдем Пушкина,Крылова,Жуковского и многих других корифеев тогдашней отечественной культуры.
Его академические успехи были несомненны. Море он начал писать уже в Академии — его первые награды связаны с морскими этюдами. В 1838 году Айвазовский,удостоенный Большой золотой медали,был направлен на два года в Крым для самостоятельной работы. В 1839 году генерал Н. Н. Раевский (сын героя 1812 года,сам прославившийся участием в боях вместе с отцом) предложил художнику принять участие в десантных операциях Черноморского флота у кавказских берегов. Трижды Айвазовский ходил в плавание — в нём родилась его батальная живопись и началась дружба с М. Лазаревым,В. Корниловым,П. Нахимовым,будущими знаменитыми адмиралами.
В 1840 году Айвазовский отправился в заграничную пенсионерскую командировку «для дальнейшего усовершенствования в художестве». Его итальянские годы — это чреда успехов,выдвинувших художника в первые ряды европейской живописи. В Италии Айвазовский подружился с Гоголем,А. Иванов отзывался о нём:«Воду никто так хорошо здесь не пишет». Великий Тёрнер,увидевший «Неаполитанский залив в лунную ночь»,сочинил восторженное стихотворение,назвав в нём Айвазовского гением. В 1843 году,после награждения Айвазовского золотой медалью французской Академии,О. Верне сказал ему:«Ваш талант прославляет Ваше отечество»,— этими словами точно обозначив смысл «европейской» деятельности живописца. Забегая вперёд,отметим,что в 1857 году Айвазовский — едва ли не первым среди иностранных художников — стал кавалером французского ордена Почетного легиона.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
С 1844 года Айвазовский — в России. Сразу же по возвращении ему присвоили звание академика,причислив к Главному морскому штабу. Но петербургская жизнь была не по душе художнику. «Чуть повеет весной,— писал он,— меня тянет в Крым,к Чёрному морю». Уже в следующем году он купил участок земли в Феодосии и начал строить там дом с большой мастерской. Вскоре,отпросившись у начальства,живописец — к удивлению петербургской публики — оставил столицу и переехал в Феодосию.
Шумные толки в петербургских гостиных вызвала и женитьба Айвазовского. Страстно влюбившись в англичанку Юлию Гревс,дочь петербургского врача,служившую гувернанткой,он «в две недели»,по собственным словам,решил дело,хотя — при своих славе,достатке и эффектной внешности — вполне мог выбрать себе в жёны девушку благородного происхождения. В этом браке родились четыре дочери.
Поначалу семейная жизнь была вполне благополучна — Юлия Яковлевна,как казалось,разделяла интересы своего мужа и даже принимала активное участие в археологических раскопках близ Феодосии,предпринятых Айвазовским в 1853 году. Они,к слову,были вполне успешны — обнаруженные художником золотые изделия,датируемые IV в. до н.э.,сейчас находятся на закрытом хранении в Эрмитаже. Между тем семья вскоре дала трещину. Юлия Гревс подвергалась жестокому обращению со стороны Айвазовского,терпела боль и унижения от него. Прожив с художником одиннадцать лет,уехала от него в Одессу — дальнейшие их отношения складывались очень тяжело:Юлия Яковлевна жаловалась на Айвазовского царю,рассказала свою историю и попросила разрешение на развод. Император приказал жандармам провести расследование,результаты которого подтвердили факты насилия. Айвазовский сперва пытался оправдываться,обвиняя во всех грехах супругу,но,увидев доказательства,согласился на развод. В дальнейшем Юлия всячески препятствовала общению художника с дочерями.
Впрочем,на склоне лет и семейное счастье улыбнулось художнику. В 1882 году он женился на Анне Никитичне Саркизовой,молодой вдове феодосийского коммерсанта. Анна Никитична была почти на 40 лет моложе Айвазовского,что не помешало ей стать его верной подругой и понимающим собеседником.
ДАРЫ ГОРОДУ
В Феодосии художника чтили как «отца города». Он настоял на строительстве порта в Феодосии и проведении железной дороги,возвёл здание историко-археологического музея,основал картинную галерею,решил проблему снабжения города питьевой водой. «Не будучи в силах долее,— сообщал он,— быть свидетелем страшного бедствия,которое из года в год испытывает от безводья население родного города,я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». Через открытые Айвазовским «Общие художественные мастерские» (своеобразный феодосийский филиал петербургской Академии художеств) прошли Л. Лагорио,М. Латри,А. Фесслер,К. Богаевский,М. Волошин и др. Художник очень много путешествовал по свету,но всякий раз возвращался в родную Феодосию. «Мой адрес:всегда в Феодосии»,— писал он П. Третьякову.
ЗАКАТ
С расцветом реалистической школы в русской живописи творческие позиции Айвазовского,продолжавшего работать в стилистике романтизма,несколько пошатнулись. Но всякий раз,когда начинали слишком громко говорить о том,что Айвазовский устарел,что он повторяет сам себя,эксплуатируя один и тот же набор наработанных приёмов,художник показывал новую картину,делавшую эти толки совершенно неуместными. Так было с его шедеврами «Радуга» (1873),«Чёрное море» (1881),«Среди волн» (1898).
Персональные выставки,приносившие Айвазовскому немалый доход,следовали одна за другой:по их общему числу (более 120 выставок) он — абсолютный рекордсмен не только в отечественной,но и,пожалуй,в мировой живописи.
Закат его был светел. «Счастье улыбнулось мне»,— как-то заметил он о своей жизни,исполненной трудов и успехов. Умер Айвазовский у себя дома — 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года. Похоронили его рядом с древним армянским храмом.