Больная

Больная

6245
Больная

О работе:

Картина (другое её название «Элегия») рождалась долго - на протяжении 13 лет. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом. Во время своей пенсионерской поездки Поленов познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, учившейся за границей, к тому времени уже безнадёжно больной. Образ угасающей молодой девушки, поразившей художника, вызвал к жизни упомянутый эскиз. Потом настало время иных увлечений, и лишь в 1881 году Поленов, потрясённый смертью своей любимой сестры, В.Д. Хрущовой, вернулся к старому замыслу.

Смерти тогда будто громоздились вокруг него - умерла Маруся Оболенская, душа абрамцевского кружка, в которую Поленов был влюблён; в 1886 году умер первенец художника. Именно в 1886 году Поленов и закончил полотно, ещё раз тронув его кистью перед отправкой на передвижную выставку. Около того времени в одном из писем он задал несколько кричащих вопросов, характеризующих его тогдашнее состояние: «Странные эти законы природы, - писал он, - сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему всё это? Кому они так необходимы, эти страдания?» Это - лейтмотив картины, особняком стоящей в творчестве Поленова, - после этого жанровых картин на современные сюжеты он не писал.

Больная, Василий Поленов. Фрагмент 1

Тьма, наплывающая со всех сторон и символизирующая смерть, почти навязчива - она поглощает всё живое, втягивая в себя, подобно воронке, лежащую девушку.

Больная, Василий Поленов. Фрагмент 2

В ранних эскизах героиня была придвинута к зрителю. В окончательном варианте Поленов нашёл композиционно безошибочный ход, чтобы подчеркнуть безнадёжное состояние девушки, - он переместил её в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив лишь его печальное выражение.

Больная, Василий Поленов. Фрагмент 3

Рука больной, лишённая сил, безвольно упала на одеяло - эта деталь ещё более проявляет мелодию неизбывной грусти, пронизывающую эту работу.

Больная, Василий Поленов. Фрагмент 4

Предметы на столике (графин с водой, лампа под абажуром, стакан, книги) противостоят темноте, это образ живой жизни - живой несмотря ни на что. Этот натюрморт обозначает цветовой центр колористической композиции.

Другие названия картины:

  • Элегия

Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Реализм
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1886
  • Размер:135 * 187
  • Музей:Государственная Третьяковская галерея, Москва

Биография художника

Биография Василий Дмитриевич Поленов

Другие работы художника