О работе:
Картины своего цикла «Из жизни Христа» Поленов называл цитатами из Евангелия. Это большое полотно, открывшее цикл, - не исключение. Его авторское название - «Кто без греха?» Цензор, курировавший XV передвижную выставку, на которой экспонировалось полотно, заменил его на другое - «Христос и блудная жена». Более того, цензура вообще сомневалась по поводу оставления картины на выставке. Дело решило вмешательство царя Александра III - осматривая экспозицию до её официального открытия, он купил эту картину Поленова, опередив присматривавшегося к ней П. Третьякова и предотвратив возможные жёсткие действия цензуры.
Сомнения у критиков родились не на пустом месте. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов акцентировал своё внимание на человеческом в Нём, выведя за скобки всё собственно метафизическое и мистическое. Христос у него - не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотёром»). Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодёжи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина даёт такого Христа, - писал он, - каким мы Его теперь и можем мыслить, - не Бога, а человека с огромной душой».
Христос у Поленова предельно приземлён: он сидит в спокойной, несколько усталой позе и одет в одежду простонародья, знакомую художнику по его поездке на Восток.
Эта сцена оживляет в красках евангельское повествование: «Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и сказали: «Моисей в законе заповедал нам таких побивать камнями: Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая Его.»
Пейзаж, написанный на заднем плане, двойственен. С одной стороны, он отвечает стилистике ярких восточных пейзажей Поленова, а с другой, соответствует академической по сути композиции, несколько напоминая театральную декорацию.
Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет - вкупе с учениками Христа, помещёнными слева, - момент ожидания. При написании персонажей картины Поленов активно использовал свои эскизы, привезённые с Востока.
Другие названия картины:
- Кто без греха?
- Кто из вас без греха?