Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов

11959
Василий Дмитриевич Поленов

1844

Родился в Петербурге,в семье историка и археолога Д.В. Поленова

1863

Поступает в Петербургский университет. Одновременно начинает посещать занятия в Академии художеств

1871

Оканчивает университет со званием кандидата прав. Оканчивает Академию художеств. За картину «Воскрешение дочери Иаира» получает Большую золотую медаль и право на заграничную стажировку

1872

Едет в качестве пенсионера Академии за границу. В течение ближайших четырёх лет живёт в Германии,Италии,Франции

1876

Участвует в сербско-черногорско-турецкой войне,а затем в русско-турецкой войне

1877

Переселяется в Москву

1878

Становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. На VI передвижной выставке показывает картину «Московский дворик»

1879

На VII передвижной выставке экспонируются картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»

1881

Предпринимает первое путешествие на Восток (Турция,Египет,Сирия)

1882

Женится на Н.В. Якунчиковой. Возглавляет пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи,ваяния и зодчества

1890

Покупает участок земли близ села Бехово,на Оке

1892

Переселяется в новый дом,построенный в усадьбе «Борок»

1899

Снова едет на Восток

1905

Направляет вместе с В. Серовым в Совет Академии художеств протест против расстрела демонстрации 9 января

1909

Завершает создание грандиозного цикла «Из жизни Христа»

1913

Становится председателем секции народных театров при московском Обществе народных университетов

1926

Получает звание народного художника РСФСР

1927

Умирает в усадьбе «Борок» (ныне - Поленово Тульской области)

На рубеже эпох

Поленов прожил долгую жизнь, став свидетелем художественных событий, неузнаваемо изменившим «ландшафт» русского изобразительного искусства. Этот прогресс был бы немыслим без его собственной новаторской работы.

Василий Поленов
Илья Репин. Портрет художника В. Д. Поленова. 1877
Василий Дмиртиевич Поленов. 1910-e

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Петербурге. Его отец, Дмитрий Васильевич, был историком, археологом, библиографом, активно участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, занималась в молодости портретом под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюллова), писала книги для детей. Атмосфера в родительском доме способствовала увлечению науками и искусством.

Однако нельзя недооценивать и влияние Веры Николаевны Воейковой, бабушки по материнской линии, на формирование художественного вкуса художника. Вера Николаевна была дочерью известного архитектора Николая Львова. Её родители рано умерли и она воспитывалась в доме Гаврилы Державина, знаменитого русского поэта эпохи Просвещения. Получив прекрасное образование и обладая великолепной памятью, бабушка Василия Поленова отлично знала русскую историю, литературу, народную поэзию, любила рассказывать внукам народные сказки, былины, предания. В такой атмосфере и формировалось у Поленова восприятие окружающего мира, а бабушка Вера Николаевна, со своей стороны, всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие. Сестра Поленова, Елена, впоследствии тоже стала известным художником, она активно участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XX века.

Иван Крамской. Портрет В. Н. Воейковой, бабушки художника. 1892
Василий Поленов. Портрет М.А. Поленовой, матери художника. 1885
Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника. 1874
Василий Поленов. Портрет В.Д. Поленова, отца художника. 1877
Вера Дмитриевна Хрущева, сестра-близнец художника. 1874

С 1859 года Поленов учился азам мастерства у П. Чистякова, тогда ещё студента Академии художеств. Чистяков был легендарной фигурой в русском искусстве второй половины XIX века - позже он стал профессором Академии, и через его руки «прошли» едва ли не все крупнейшие русские художники того времени, вспоминавшие о нём с неизменной благодарностью. Уже тогда Чистяков прочил своему ученику большое будущее: «Они колорист, - говорил он, - так составляют тона, что и мне не составить».

Десятилетним мальчиком родители привезли сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии - здесь произошла его первая встреча с природой, сделавшая на всю жизнь Поленова преданным её служителем и обожателем. Своё восхищение об этом уголке природы художник выразил в картинах: «Деревня Окулова гора» (1860-е), «Закат» (1869), «Быт северной избы» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872), «Река Оять» (1886), «Имоченицы зимой» (1880), «Горелый лес» (1881). Всего здесь им было написано 37 картин.

Василий Поленов. Деревня Окулова гора. 1860
Василий Поленов. Переправа через реку Оять. С мельницы. 1872
Василий Поленов. Имоченцы зимой. 1880
Василий Поленов. Горелый лес. 1881

СЛОЖНЫЙ ВЫБОР

Отсюда в 1861 году юноша уехал учиться в Петрозаводск, а по окончании в 1863 году Петрозаводской гимназии - в Петербург. Его отец, вполне благожелательно относившийся к художественным интересам сына, тем не менее, считал, что тому следует получить какую-нибудь «положительную» профессию. В результате Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно стал посещать занятия в Академии художеств. Это был переломный год - именно тогда Академию в знак протеста против насаждаемого академизма покинул И. Крамской со своими учениками. Этот демарш можно считать датой рождения русской реалистической живописи. Позже Поленов вспоминал: «Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах...»

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871

В натуральный класс Академии Поленов перешёл уже в качестве штатного студента. Что касается университета, то его Поленов тоже закончил, но уже по юридическому факультету, защитив в 1871 году диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам» и получив степень кандидата прав. Привыкшему всё делать на совесть Поленову это стоило огромного напряжения сил. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурсе картину «Воскрешение дочери Иаира», - такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина. Медаль дала им обоим право на заграничную стажировку.

ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Четыре года (1872-1876) молодой художник провёл за границей - в Германии, Италии, Франции. Это было время самоопределения. Он познакомился с искусством импрессионистов, увлёкся творчеством барбизонцев, в Венеции наконец-то увидел работы своего любимого Паоло Веронезе. Особенно плодотворным оказалось пребывание в Нормандии, в Вёле, где Поленов написал картины, в которых уже можно рассмотреть его будущие «интимные» пейзажи. Там, в Париже и Вёле, он близко сошёлся с И. Репиным. Эта дружба продлится у великих художников всю жизнь.

Василий Поленов. В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874
Василий Поленов. Мельница в Вёле. Нормандия. 1874
Василий Поленов. Пруд в Вёле. 1874
Василий Поленов и Савва Мамонтов. 1910-е
Усадьба Саввы Мамонтова в Абрамцево
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Наше время

В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым. Художественная жизнь била вокруг Мамонтова фонтаном, этот вихрь увлёк Поленова. «Я попал в такую круговоротную струю, - сообщал он из Рима Репину, - что о своём собственном аскетическом подвиге и забыл...» Забегая вперёд, скажем, что с Мамонтовым художник был связан многие годы, став активнейшим участником абрамцевского кружка. В Абрамцево им написаны многие картины, там он оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере - уже профессиональные, сам писал оперы, впервые выступил как архитектор, предложив свой проект церкви Спаса Нерукотворного.

ОДНА ДОРОГА НА ДВОИХ

В Абрамцево он встретил и свою судьбу - в 1882 году Поленов женился на Н.В. Якунчиковой, двоюродной сестре Е.Г. Мамонтовой. Ему было 38 лет, а ей 24 года. Их союз будет длиться 45 лет и закончится со смертью Василия Репина. Наталья Васильевна сама увлекалась живописью (в частности, она посещала занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества) и преданно разделяла художественные интересы своего мужа - её изданная переписка с сестрой художника, Еленой Дмитриевной, предоставила в руки исследователей бесценный материал, касающийся истории многих картин Поленова.

В 1884-м у 40-летнего художника родится первенец Федюшка. Но судьба беспощадна к Поленову. В августе 1886 года Федюшка умер на руках у отца, проболев неделю. «Вот уже три месяца, как я с ним навсегда простился, а точно как будто он ещё вчера у меня на руках засыпал, - писал Поленов в ноябре Васнецову. - Страшные эти законы природы: сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему всё это? Кому они необходимы, эти страдания?».

Наталья Васильевна Поленова-Якунчикова
Николай Кузнецов. Портрет Натальи Васильевны Поленовой. 1885
Василий Поленов. Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. 1879
В.Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. 1902
Василий Поленов с дочерьми. 1910-е

Поленов тяжело переживал смерть сына, был сломлен. У него развилась неврастения, невыносимые головные боли, навязчивые мысли о суициде. Но глубокая любовь и присутствие духа Натальи Васильевны, жены Поленова, вернули художнику вкус к жизни. «Наташа меня удивляет своей нравственной силой, - писал Поленов матери, - ни одной жалобы, ни одного упрека. Видно, так уж было суждено». В том же 1886-м году у Поленовых родится сын Дмитрий, потом дочери Екатерина, Мария, Ольга и Наталья. Поленов любил жену глубоко и благодарно. Она стала для него оберегом. В личной жизни Поленову очень повезло: он был одним из самых счастливых русских художников. После смерти Василия Поленова Наталья Васильевна проживёт всего 4 года, да и жизнь без мужа не имела для неё смысла.

НИ МИНУТЫ ПОКОЯ

Но вернёмся в 1870-е годы. По возвращении в Россию в 1876 году художник отправился на войну - сначала на сербско-черногорско-турецкую, потом - на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем - императора Александра III). К слову, наследник живо интересовался творчеством Поленова, опубликованный каталог принадлежащих ему картин содержит немало работ художника - к сожалению, после 1930-х годов следы многих из них затерялись.

В 1877 году Поленов перебрался на жительство в Москву. 1878 год - рубежный для него. В этом году он (вместе с Репиным) стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году «Московский дворик», показанный на VI передвижной выставке, принёс художнику славу, явив рождение в русской живописи нового жанра «интимного» пейзажа, органически вобравшего в себя элементы жанровой картины.

Василий Поленов. Убитый солдат. Близ селения Мечки. 1883
Василий Поленов. Герцеговинка в засаде. 1876
Василий Поленов. Баальбек. Развалины храма Юпитера и храма Солнца. 1882
Василий Поленов. Черногорец. Этюд. 1876
Василий Поленов. Нил у Фиванского хребта. 1881

В 1881-1882 годах Поленов, готовясь к созданию знаковой для себя картины «Христос и грешница», совершил своё первое путешествие на Восток (Турция, Египет, Сирия), привезя из поездки массу эскизов, набросков, картин, поразивших ценителей свободной манерой исполнения и искрящимися красками.

ПЕРЕХОД В НАСТАВНИКИ

В 1882 году Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учащиеся души в нём не чаяли. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение». Двенадцать лет жизни отдал Поленов воспитанию молодых художников. Среди его ставших впоследствии знаменитыми учеников отметим К. Коровина (к нему Поленов относился наиболее нежно), И. Левитана, А. Архипова, С. Малютина. В 1880-1890-е годы были необыкновенно популярны поленовские акварельные и рисовальные вечера, организованные самим художником, его женой и Е.Д. Поленовой. Эти вечера с удовольствием посещала вся тогдашняя художественная элита.

В 1899 году Поленов совершил второе путешествие на Восток - ему требовался материал для создания грандиозной серии «Из жизни Христа». В 1909 году цикл был завершён и представлен зрителям. Эта выставка вызвала широкий резонанс и стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.

Василий Поленов. Мария пошла в нагорную страну. 1890-1900
Василий Поленов. Мечты. (На горе). 1890-1900
Василий Поленов. Марфа приняла его в дом свой. 1890-1900
Василий Поленов. За кого меня почитают люди. 1890-1900
Василий Поленов. Тайная вечеря. 1900

УСАДЬБА БОРОК

Последний период жизни и творчества (без малого сорок лет) Поленова связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году он переехал в возведённый здесь по его проекту дом. В усадьбе художник устроил мастерскую, мечтая превратить саму усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. В соседнем Бёхове он построил для крестьян церковь Святой Троицы (Свято-троицкий храм), основал народный театр. Наследникам Василия Поленова удалось сохранить имение до наших дней практически в неизменном виде. В первые десятилетия XX века Поленов очень интенсивно занимался театром, с 1913 года работая в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.

Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему - в числе первых - звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.

Усадьба В.Д. Поленова. Дом над Окой. 1900-е
Усадьба Поленово Тульская область. Наше время
Музей-усадьба Поленово. Залы Большого дома с самого начала рассматривались Поленовым как народный музей
Музей-усадьба Поленово. Столовая
Свято-троицкий храм в Бёхово
Захоронение семьи Поленовых в Бёхово. Могила Натальи и Василия Поленовых

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Василий Дмитриевич Поленов - Стиль и техника

Смотрите также