На рубеже эпох
Поленов прожил долгую жизнь, став свидетелем художественных событий, неузнаваемо изменившим «ландшафт» русского изобразительного искусства. Этот прогресс был бы немыслим без его собственной новаторской работы.
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Петербурге. Его отец, Дмитрий Васильевич, был историком, археологом, библиографом, активно участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, занималась в молодости портретом под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюллова), писала книги для детей. Атмосфера в родительском доме способствовала увлечению науками и искусством.
Однако нельзя недооценивать и влияние Веры Николаевны Воейковой, бабушки по материнской линии, на формирование художественного вкуса художника. Вера Николаевна была дочерью известного архитектора Николая Львова. Её родители рано умерли и она воспитывалась в доме Гаврилы Державина, знаменитого русского поэта эпохи Просвещения. Получив прекрасное образование и обладая великолепной памятью, бабушка Василия Поленова отлично знала русскую историю, литературу, народную поэзию, любила рассказывать внукам народные сказки, былины, предания. В такой атмосфере и формировалось у Поленова восприятие окружающего мира, а бабушка Вера Николаевна, со своей стороны, всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие. Сестра Поленова, Елена, впоследствии тоже стала известным художником, она активно участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XX века.
С 1859 года Поленов учился азам мастерства у П. Чистякова, тогда ещё студента Академии художеств. Чистяков был легендарной фигурой в русском искусстве второй половины XIX века - позже он стал профессором Академии, и через его руки «прошли» едва ли не все крупнейшие русские художники того времени, вспоминавшие о нём с неизменной благодарностью. Уже тогда Чистяков прочил своему ученику большое будущее: «Они колорист, - говорил он, - так составляют тона, что и мне не составить».
Десятилетним мальчиком родители привезли сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии - здесь произошла его первая встреча с природой, сделавшая на всю жизнь Поленова преданным её служителем и обожателем. Своё восхищение об этом уголке природы художник выразил в картинах: «Деревня Окулова гора» (1860-е), «Закат» (1869), «Быт северной избы» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872), «Река Оять» (1886), «Имоченицы зимой» (1880), «Горелый лес» (1881). Всего здесь им было написано 37 картин.
СЛОЖНЫЙ ВЫБОР
Отсюда в 1861 году юноша уехал учиться в Петрозаводск, а по окончании в 1863 году Петрозаводской гимназии - в Петербург. Его отец, вполне благожелательно относившийся к художественным интересам сына, тем не менее, считал, что тому следует получить какую-нибудь «положительную» профессию. В результате Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно стал посещать занятия в Академии художеств. Это был переломный год - именно тогда Академию в знак протеста против насаждаемого академизма покинул И. Крамской со своими учениками. Этот демарш можно считать датой рождения русской реалистической живописи. Позже Поленов вспоминал: «Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах...»
В натуральный класс Академии Поленов перешёл уже в качестве штатного студента. Что касается университета, то его Поленов тоже закончил, но уже по юридическому факультету, защитив в 1871 году диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам» и получив степень кандидата прав. Привыкшему всё делать на совесть Поленову это стоило огромного напряжения сил. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурсе картину «Воскрешение дочери Иаира», - такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина. Медаль дала им обоим право на заграничную стажировку.
ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Четыре года (1872-1876) молодой художник провёл за границей - в Германии, Италии, Франции. Это было время самоопределения. Он познакомился с искусством импрессионистов, увлёкся творчеством барбизонцев, в Венеции наконец-то увидел работы своего любимого Паоло Веронезе. Особенно плодотворным оказалось пребывание в Нормандии, в Вёле, где Поленов написал картины, в которых уже можно рассмотреть его будущие «интимные» пейзажи. Там, в Париже и Вёле, он близко сошёлся с И. Репиным. Эта дружба продлится у великих художников всю жизнь.
В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым. Художественная жизнь била вокруг Мамонтова фонтаном, этот вихрь увлёк Поленова. «Я попал в такую круговоротную струю, - сообщал он из Рима Репину, - что о своём собственном аскетическом подвиге и забыл...» Забегая вперёд, скажем, что с Мамонтовым художник был связан многие годы, став активнейшим участником абрамцевского кружка. В Абрамцево им написаны многие картины, там он оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере - уже профессиональные, сам писал оперы, впервые выступил как архитектор, предложив свой проект церкви Спаса Нерукотворного.
ОДНА ДОРОГА НА ДВОИХ
В Абрамцево он встретил и свою судьбу - в 1882 году Поленов женился на Н.В. Якунчиковой, двоюродной сестре Е.Г. Мамонтовой. Ему было 38 лет, а ей 24 года. Их союз будет длиться 45 лет и закончится со смертью Василия Репина. Наталья Васильевна сама увлекалась живописью (в частности, она посещала занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества) и преданно разделяла художественные интересы своего мужа - её изданная переписка с сестрой художника, Еленой Дмитриевной, предоставила в руки исследователей бесценный материал, касающийся истории многих картин Поленова.
В 1884-м у 40-летнего художника родится первенец Федюшка. Но судьба беспощадна к Поленову. В августе 1886 года Федюшка умер на руках у отца, проболев неделю. «Вот уже три месяца, как я с ним навсегда простился, а точно как будто он ещё вчера у меня на руках засыпал, - писал Поленов в ноябре Васнецову. - Страшные эти законы природы: сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему всё это? Кому они необходимы, эти страдания?».
Поленов тяжело переживал смерть сына, был сломлен. У него развилась неврастения, невыносимые головные боли, навязчивые мысли о суициде. Но глубокая любовь и присутствие духа Натальи Васильевны, жены Поленова, вернули художнику вкус к жизни. «Наташа меня удивляет своей нравственной силой, - писал Поленов матери, - ни одной жалобы, ни одного упрека. Видно, так уж было суждено». В том же 1886-м году у Поленовых родится сын Дмитрий, потом дочери Екатерина, Мария, Ольга и Наталья. Поленов любил жену глубоко и благодарно. Она стала для него оберегом. В личной жизни Поленову очень повезло: он был одним из самых счастливых русских художников. После смерти Василия Поленова Наталья Васильевна проживёт всего 4 года, да и жизнь без мужа не имела для неё смысла.
НИ МИНУТЫ ПОКОЯ
Но вернёмся в 1870-е годы. По возвращении в Россию в 1876 году художник отправился на войну - сначала на сербско-черногорско-турецкую, потом - на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем - императора Александра III). К слову, наследник живо интересовался творчеством Поленова, опубликованный каталог принадлежащих ему картин содержит немало работ художника - к сожалению, после 1930-х годов следы многих из них затерялись.
В 1877 году Поленов перебрался на жительство в Москву. 1878 год - рубежный для него. В этом году он (вместе с Репиным) стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году «Московский дворик», показанный на VI передвижной выставке, принёс художнику славу, явив рождение в русской живописи нового жанра «интимного» пейзажа, органически вобравшего в себя элементы жанровой картины.
В 1881-1882 годах Поленов, готовясь к созданию знаковой для себя картины «Христос и грешница», совершил своё первое путешествие на Восток (Турция, Египет, Сирия), привезя из поездки массу эскизов, набросков, картин, поразивших ценителей свободной манерой исполнения и искрящимися красками.
ПЕРЕХОД В НАСТАВНИКИ
В 1882 году Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учащиеся души в нём не чаяли. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение». Двенадцать лет жизни отдал Поленов воспитанию молодых художников. Среди его ставших впоследствии знаменитыми учеников отметим К. Коровина (к нему Поленов относился наиболее нежно), И. Левитана, А. Архипова, С. Малютина. В 1880-1890-е годы были необыкновенно популярны поленовские акварельные и рисовальные вечера, организованные самим художником, его женой и Е.Д. Поленовой. Эти вечера с удовольствием посещала вся тогдашняя художественная элита.
В 1899 году Поленов совершил второе путешествие на Восток - ему требовался материал для создания грандиозной серии «Из жизни Христа». В 1909 году цикл был завершён и представлен зрителям. Эта выставка вызвала широкий резонанс и стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.
УСАДЬБА БОРОК
Последний период жизни и творчества (без малого сорок лет) Поленова связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году он переехал в возведённый здесь по его проекту дом. В усадьбе художник устроил мастерскую, мечтая превратить саму усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. В соседнем Бёхове он построил для крестьян церковь Святой Троицы (Свято-троицкий храм), основал народный театр. Наследникам Василия Поленова удалось сохранить имение до наших дней практически в неизменном виде. В первые десятилетия XX века Поленов очень интенсивно занимался театром, с 1913 года работая в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.
Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему - в числе первых - звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.