Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

7467
Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

О работе:

Общество поощрения художников (ОПХ), на чьи средства Иванов поехал в Италию, денег своими подопечным не дарило. Они должны были отрабатывать их - посылая каждые два месяца в ОПХ подробные письменные отчёты и представляя в оговоренные сроки законченные картины. Таких картин Иванов в первые шесть лет пребывания за границей создал две — в том числе и картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Она попечителей вполне удовлетворила. Впрочем, и сам автор относился к этой работе с нежностью. Он всю жизнь держал её перед глазами — на стенах своих мастерских.

В этом полотне нашло свое отражение и, в некотором смысле, завершение увлечение Иванова живописью Возрождения — прежде всего, творчеством любимого Рафаэля. Композиция здесь основана на традиционном классицистическом треугольнике, а само решение мифологического сюжета должно подвигнуть зрителя к мысли о преображающей силе высокого искусства, воспевающего прекрасное. Но есть в этой работе и та правда художнического взгляда, которая заставила известного итальянского классициста Винченцо Камуччини охарактеризовать маленького Гиацинта как «brulla natura» (в переводе: «безобразная натура»).

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, Александр Иванов. Фрагмент 1

Гиацинт, любимец Аполлона, учится играть на флейте. Его мифологическая судьба трагична — Аполлон нечаянно убил его во время метания диска. Кровь убитого Гиацинта дала жизнь одноименным цветам.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, Александр Иванов. Фрагмент 2

Пейзаж на заднем плане — непременный атрибут «правильной» академической картины. Всё тут сделано по рецептам родоначальника классицизма Никола Пуссена, подобно Иванову, большую часть жизни прожившего в Риме.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, Александр Иванов. Фрагмент 3

На лице ещё одного любимца Аполлона, Кипариса, написана печаль. Согласно мифу, Кипарис случайно смертельно ранил прекрасного оленя, которого очень любил (он изображён у ног этого героя), и горько оплакивал его. Боги, вняв мольбам Кипариса, превратили его в дерево печали — кипарис.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, Александр Иванов. Фрагмент 4

Вдохновенное лицо Аполлона является тут символическим объяснением миссии этого божества, покровительствовавшего искусствам. Сам этот образ, созданный Ивановым, олицетворяет музыку, одухотворяющую мир.


Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Романтизм
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1834
  • Размер:100 * 139,9 см
  • Музей:Государственная Третьяковская галерея, Москва

Биография художника

Биография Александр Андреевич Иванов

Другие работы художника