Над вечным покоем

Над вечным покоем

4975
Над вечным покоем

О работе:

Во многом благодаря усилиям передвижников, пейзаж, до того задвинутый в русском изобразительном искусстве на второй план, обрёл права гражданства.

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Лето 1894 года Левитан и С. Кувшинникова проводили в Тверской губернии, близ озера Удомли. На этом озере художник и задумал свой шедевр. Древняя деревянная церковка перекочевала на полотно с одного из этюдов, сделанных Левитаном еще в Плёсе. Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

Полотно стоит несколько особняком в ряду пейзажей Левитана, для которых характерна пронизанность именно человеческими переживаниями, человеческим настроение, — здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными. «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — писал о картине художник Третьякову, купившему и этот его шедевр. Любопытно: во время работы над картиной Левитан всё время просил Кувшинникову играть ему героическую симфонию Бетховена.

С передвижниками, как правило, связывают усиление социального звучания отечественной живописи. Соотнося их искусство с новейшими демократическими веяниями в тогдашней русской культуре, определяют их место — место первооткрывателей новых тем, адептов гуманизма и пр. Всё это так, но вместе с тем именно передвижники, нашедшие пронзительную красоту в негромкой русской природе, сделали пейзаж, до них задвинутый на «прикладные» роли, необыкновенно популярным жанром. И уж, во всяком случае, вполне самостоятельным, самоценным. Левитану, «королю» русского пейзажа, предшествовали такие крупные мастера, как Саврасов, Шишкин, Поленов и др. «С Саврасова, — писал Левитан о своём любимом учителе, — появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле...»

Над вечным покоем, Исаак Левитан. Фрагмент 1

Стихии

Три стихии представлены на холсте — тёмная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они, составляясь и пересоставляясь в непонятном человеку стремлении, формируют грозный образ природы, характерный для этой работы.

Над вечным покоем, Исаак Левитан. Фрагмент 2

Остров

Остров, словно брошенный могучей рукой в гущу разлившихся вод, соотносится с человеческой жизнью, теряющей свой смысл среди, говоря словами Паскаля, этого «вечного безмолвия бесконечных пространств».

Над вечным покоем, Исаак Левитан. Фрагмент 3

Лодка жизни

Сам обжитый человеком мыс, его контур отчетливо напоминает нос лодки, нависающий над глубокими водами вечности‚ которая уже поглотила в себе тысячи отважившихся броситься в плавание по этим водам.

Над вечным покоем, Исаак Левитан. Фрагмент 4

Старая церковь

В окне церкви, примостившейся на высоком мысу, мерцает огонёк — быть может, этот огонёк свечи, по мысли Левитана, указывает тот путь, на котором дыхание вечности перестает грозить возмездием и наказанием.

Над вечным покоем, Исаак Левитан. Фрагмент 5

Кладбище

Старое кладбище с валящимися в разные стороны и уже повалившимися крестами напоминает о бренности, хрупкости и страшной ненадёжности человеческой жизни — по контрасту с той вечной картиной таинственной природной мощи, что разворачивается на глазах у зрителя.

Над вечным покоем, Исаак Левитан. Фрагмент 6

Луга

Насквозь промокшие луга, протянувшиеся до горизонта, добавляют бесприютности в общую картину. Кстати, то, как они написаны, уже показывает стремление Левитана к большей «плоскостности», «импрессионистичности» и «незаконченности» изображения, которое даст о себе знать в его поздних работах.

Левитан был мастером изображения неба. Оно у него везде разное: грозовое, умиротворённое, ветреное, светящееся голубизной, наливающееся свинцом и пр. Всякая конкретная форма при этом обусловлена основным настроением данного полотна, а точнее — взаимообусловлена, то есть одновременно и диктуется этим настроением, и сама это настроение формирует. Если художнику требовалось представить идеальный образ русской жизни — как это было при создании картины «Тихая обитель» (1890), —то и небо он писал в соответствии с этим: недвижное, вечное, почти благостное, с мирно застывшими над монастырём барашками облаков. Если Левитан хотел дать зримый образ тишины — как это было при создании картины с характерным названием «Тишина» (1898), то сумеречное небо он писал «молчаливым», в соответствии с мудрым молчанием заснувшей природы. Работая над полотном «Над вечным покоем», он решал иную задачу: показать одухотворенность самой природы, её «отдельность» по отношению к человеку, объявившему себя её царём. И здесь именно небо определяет это грозное и торжественное движение природы, ассоциирующееся с вечностью, которая заставляет художника не только трепетно преклоняться перед нею, но и ужасаться, страшиться, тосковать. Огромные массы облаков словно на странном параде величественно плывут перед нашими глазами. Их цвет меняется — от свинцового до розового, они, принимая причудливые очертания, дышат тайной жизнью, они полны грозных знаков.

Этот парад облаков и решил воспроизвести Левитан.

Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Реализм
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1894
  • Размер:150 * 206 см
  • Музей:Государственная Третьяковская галерея, Москва

Биография художника

Биография Исаак Ильич Левитан

Другие работы художника