О работе:
Картина «В Крымских горах» — хронологически одна из последних законченных работ в творческом наследии Васильева. Мы уже говорили о том, что к Крыму, куда его «загнала» болезнь, художник питал гораздо меньше любви, чем к России. Южные пейзажи вдохновляли его реже, чем «лесостепные» ландшафты средней полосы, однако несколько прекрасных работ с крымскими видами он всё же написал.
Лучшей из них считается пейзаж «В Крымских горах». Выставленный в Петербурге, он сразу был отмечен критиками и зрителями. Обращает внимание на себя здесь, прежде всего, особая свежесть художнического взгляда Васильева. Он отказывается от кричащих красок, не ищет в пейзаже «экзотики» (напротив, старается приметить в нём родные русские черты) и благодаря этому создаёт совершенно новый образ Крыма — никем не увиденный до него. Несмотря на скромность мотива, использованного в картине (пыльная дорога, сосны, повозка, запряженная волами, медленно тащится в гору), «В Крымских горах» отличается какой-то спокойной величавостью. Крамской, верный ценитель таланта Васильева, назвал это полотно «симфонией величия природы».
Эти стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно, и пленило тосковавшего по России художника.
Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками — это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы.
Стараясь насколько возможно облегчить участь волов, татарин сошёл с повозки и идёт рядом с нею по дороге. Но животные всё-таки бредут в гору медленно, через силу.
Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана.