О работе:
За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. «Море» и «небо» — вот два главных его героя. Сюжет - их противоборство и единство. «Чёрное море» отличает какой-то неотменимый ритм, отвечающий вечному размеренному дыханию мира и внешне проявляющийся в ритмически сменяющих друг друга волнах. Художник впервые показал картину (на выставке в Академии художеств) под несколько другим — повествовательным! — названием: «На Чёрном море начинает разыгрываться буря». Позже он исключил повествовательность, сократив название до точного и ёмкого «Чёрного моря» и подчеркнув тем самым стремление представить в картине реалистический и вместе с тем предельно обобщённый образ морской стихии. Большим поклонником этого произведения был И. Крамской — он даже включил его в собственную известную картину «Неутешное горе», поместив за спиной героини и сделав своеобразным «зеркалом» её душевных переживаний. У Айвазовского, отмечал Крамской, «есть вещи феноменальные - например, «Море». Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
По небу плывут тяжёлые тучи, грозя близкой бурей. В просветы между ними бьёт солнце. Это характерная особенность Айвазовского — солнечные лучи неизменно присутствуют в самых «грозовых» и «штормовых» его работах.
Силуэт далёкого корабля — единственный знак человеческого присутствия в мире. Он кажется — по сравнению с внутренней мощью изображённой стихии — робким и ненадёжным.
Гребни ближайших волн сильно высветлены. Эти светлые линии, параллельными рядами уходящие вдаль, задают ритм картины, похожий на внушительную поступь.
Линия горизонта разделяет и одновременно соединяет в единое целое море и небо. Там, вдалеке, море кажется спокойным, контрастируя с волнами, всё мощнее набегающими друг на друга на переднем плане.
Другие названия картины
- На Чёрном море начинает разыгрываться буря