О работе:
Трудно, почти невозможно поверить, что Айвазовскому в пору создания этой картины шёл восемьдесят второй год. Ничто здесь не говорит об усталости души или старческой слабости руки: мощная музыка этой работы чарует и увлекает за собой зрителя. Это полотно стало как бы «второй серией» величественного образа, запечатлённого художником в «Чёрном море». Там - начинается буря; здесь — она уже разразилась. Такая, почти монохромная, живопись у Айвазовского вовсе не кажется однообразной — она словно светится изнутри глубоким внутренним светом. Невольно вспоминаются слова, задолго до этой картины сказанные о художнике Достоевским (к слову, Айвазовский публиковался в «Гражданине», который в 1870-е годы редактировал великий писатель): «Буря г. Айвазовского изумительно хороша, здесь он мастер — без соперников. В его буре есть упоение, есть вечная красота...» Кажется, художник видел в этом огромном полотне своё творческое завещание - он не показывал его ни на одной из устраиваемых в последние два года жизни выставок и завещал родной Феодосии.
Солнечный луч (почти солнечный столб) и здесь рвёт завесу свинцовых туч, обещая скорый конец шторма. Смена природных состояний морской стихии всегда необыкновенно интересовала Айвазовского.
Вздыбившиеся волны сталкиваются друг с другом, разбиваются, опадают, вздымая облака водяной пыли. В этой работе не найти «точек покоя» — всё находится в непрестанном движении.
Между тучами и вздыбленным морем узкий глубокий просвет — и он тоже предвещает скорое отступление непогоды.
Картина написана множественными оттенками сероватого и голубовато-зелёного цветов — такая колористическая скупость, характерная для позднего Айвазовского, придаёт его работам этого периода особое очарование.
Другие названия картины
- Средь волн