О работе:
В этой работе внимательный зритель может обнаружить некоторые не слишком характерные для Вермера черты. Удивляет, например, оживлённое лицо девушки (обыкновенно мастер изображал своих героинь более сосредоточенными), а также и то, что герои приближены вплотную к зрителю, тогда как чаще всего Вермер «оттеснял» своих персонажей на задний план. Всё это позволило искусствоведам предположить, что «Офицер и смеющаяся девушка» - одна из ранних работ Вермера. Нужно отметить, что сюжет, использованный здесь художником, нередко привлекал внимание и других живописцев - в частности Питера де Хооха, также работавшего в то время в Делфте. Исходя из этих сопоставлений, исследователи сочли возможным выдвинуть предположение, что Хоох и Вермер были знакомы и оказали влияние друг на друга.
Немало споров вызывает содержание картины. В голландской живописи XVII столетия девушка, пьющая с солдатом вино, могла быть только проституткой. Но для чего живописцу требовалось прибегать к эвфемизмам? Ведь несколькими годами ранее он создал куда более откровенное полотно на тему продажной любви - картину «Сводница».
Солдат в широкополой шляпе очень напоминает другого вермеровского солдата, изображённого на полотне «Сводница», и это обстоятельство делает ещё более жаркими споры по поводу сюжета картины и «морального облика» смеющейся девушки.
Карту, висящую на стене, также можно увидеть в некоторых других работах Вермера. Например, в «Любовном письме» и в знаменитом «Искусстве живописи».
Точь-в-точь такое же платье надето на героине картины Вермера «Девушка с письмом». Золотистый цвет платья предоставляет художнику блестящую возможность показать игру света на шелковистой ткани.
Стулья, украшенные резными львиными головами, появляются ещё в нескольких работах Вермера. Вероятно, львиные головы полюбились мастеру своей способностью интересно отражать падающий на них свет.