О работе:
В доме Вермера не было его картин. Все свои работы мастер старался немедленно продать. Исключение составляет лишь «Искусство живописи». С этим полотном Вермер не расставался до самой своей смерти.
Композиция картины построена таким образом, будто зритель только что отдёрнул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Труба в руках женщины и лавровый венок на её голове ранее объяснялись как символы славы, ожидающей живописца, который работает в историческом жанре. Сейчас присутствие Клио принято интерпретировать таким образом: Вермер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остаётся в веках. Художник в «Искусстве живописи» (полагают, что это сам автор) одет в костюм XV века, что отсылает нас к эпохи Возрождения. Но на стене висит картина XVII столетия. Католическая Фландрия отделена на ней от протестантской Голландии.
Занавес
Тяжёлые занавесы, подобные этому, присутствуют во многих работах Вермера. Обратите внимание на то, как нанесённые булавкой точки белил передают игру света на дорогой ткани.
Без свечей
Свет играет на изысканном канделябре, увенчанном двуглавым орлом, гербом королевского дома Испании. Символично, что канделябр висит на фоне карты Нидерландов. Отсутствие свечей в нём можно интерпретировать как символ угасающего могущества Испании, от владычества которой Голландия избавилась в 1648 году.
Подпись на карте
Карты украшали стены многих голландских домов, и их можно часто увидеть на картинах Вермера. На этой карте зритель может разглядеть подпись мастера, но год создания работы, как обычно, отсутствует.
Момент творчества
Вермер показывает нам своего художника (себя?) за работой. Мы словно заглядываем через плечо живописца и поэтому можем видеть, что он сейчас занят лавровым венком Клио.
Если рассматривать эту деталь в общем контексте, то её можно интерпретировать как символ славы, ожидающей живописца по окончании работы.
Пятна света
Складки на отворотах гамаш художника написаны смелыми плоскими пятнами света и тени. Острый треугольный световой блик падает на неожиданно яркие, резко контрастирующие с приглушённой цветовой гаммой картины, красные чулки.
Гипсовая маска
Маска, лежащая на столе, напоминает посмертную. Возможно, если учитывать и прочие детали картины, это символ смерти искусства в нидерландских провинциях, оказавшихся под властью Испании.
Муза
Натурщица, одетая в некое подобие античной тоги, стоит возле окна. Лицо её повёрнуто к зрителю, поэтому одна часть его ярко освещена, а другая находится в тени. Женщина выглядит утомлённой. Она почти засыпает, а художник только начал работу над картиной.
Другие названия картины:
- Аллегория живописи
- Мастерская художника
- Художник и модель