О работе:
Эта картина считается одной из лучших работ Вермера. Сюжет её весьма необычен. Художник редко изображал «бедную жизнь» и простых женщин из народа. Обыкновенно служанки присутствуют в его работах лишь в соседстве с хорошо одетыми богатыми дамами. Заметно, между тем, что Вермер получает огромное удовольствие, выписывая грубую фактуру предметов, присутствующих в «Служанке с кувшином молока». Мутное, давно не мытое оконное стекло, лиф платья из дешёвого (возможно, домотканого) полотна, стена с облезшей штукатуркой, мусор на полу - все эти детали проработаны не только тщательно, но и любовно.
Неизменно очаровывает зрителя и фигура главной героини полотна. Её поза исполнена спокойной сосредоточенности. Огрубевшие в работе руки девушки так привычно и ловко держат кувшин, что их жест кажется даже изящным. Лицо служанки нельзя назвать красивым. Но так удивительно подмечена в нём мастером мимолётная свежесть юности, так падает на него утренний свет из окна, что оно кажется бесконечно милым.
Самую главную роль в этой картине играет, конечно же, свет. Он определяет атмосферу всей сцены. Если присмотреться к наиболее светлым участкам работы, можно увидеть, что Вермер пишет свет кластерами («гроздьями» маленьких белых точек). Эти кластеры особенно хорошо видны на горлышке кувшина и ручках корзинки с хлебом.
Это окно - не мытое, в грубой деревянной раме (а одно стекло даже разбито) - совсем не похоже на изящные освинцованные окна, присутствующие в других работах Вермера.
По краю горлышка молочного кувшина рассыпаны мелкие белые крапинки, с помощью которых Вермер воссоздаёт световые блики.
Грелка для ног в голландской живописи XVII столетия символизировала постоянство в любви.
«Натуралистичности», аппетитной выпуклости булок художник добился, наложив один за другим три слоя краски.
Другие названия картины:
- Молочница
- Девушка с кувшином молока
- Женщина с кувшином молока
- Кухарка