Ян Вермер

Ян Вермер

6930
Ян Вермер

1632

Родился в Делфте,в семье перекупщика картин и содержателя гостиницы. Крещён 31 октября

1641

Отец будущего художника покупает дом и гостиницу «Мехелен» в самом центре Делфта

1647

Приблизительно в это время начинает изучать живопись и,вероятно,становится учеником либо Леонарда Брамера,либо Карела Фабрициуса

1652

Умирает отец художника,и Вермер берёт в свои руки управление гостиницей и торговлю картинами

1653

Зарегистрирован как мастер живописи в Гильдии святого Луки. Женится на Катарине Больнес,преодолев сопротивление её матери

1654

Фабрициус погибает во время взрыва пороховых складов,который разрушил почти половину Делфта

1657

Вермер испытывает материальные затруднения в связи с неуклонным увеличением семейства и берёт в долг большую сумму - 200 гульденов

1662

Избран главой Гильдии святого Луки

1670

Переизбран на пост главы Гильдии

1672

Начинается франко-голландская война,разорившая художника

1675

Занимает огромную сумму - 1000 гульденов - и умирает спустя 5 месяцев,оставив после себя долги и вдову с одиннадцатью детьми на руках

1677

После долгих судебных разбирательств у вдовы мастера не остаётся другого способа расплатиться с долгами,как только выставить на аукцион картины своего покойного мужа

Художник наперекор всему

Обстоятельства жизни Вермера не слишком-то способствовали занятиям живописью. Имея большую семью, он постоянно вынужден был сражаться с материальными затруднениями. Всё это, однако, не помешало ему стать одним из самых выдающихся голландских художников XVII века.

ДЕЛФТСКИЙ СФИНКС

Ян Вермер (в другой транскрипции Вермеер) Делфтский - самый загадочный из всех голландских живописцев. Слава его уступает, пожалуй, только славе Рембрандта, а, между тем, о его жизни и творческом пути мы почти ничего не знаем. У кого учился Вермер? Как складывались его отношения с собратьями по цеху? Выезжал ли он когда-либо за пределы Голландии? Ответы на эти и многие другие вопросы сокрыты во мгле веков.

Вид Делфта на картине Яна ван дер Хейдена. XVII век. Таким видел город Вермер
Вид Делфта. Наше время

Не сохранилось ни писем художника, ни воспоминаний о нём, ни набросков к картинам. Более того, невозможным представляется даже установление точной хронологии творчества Вермера, поскольку датировано лишь две его работы. Удручающая скудость информации о мастере объясняется тем, что после его смерти о нём почти забыли и вспомнили только в середине XIX столетия.

НЕСКУЧНОЕ ДЕТСТВО

Отец Яна Вермера занимался ткачеством, содержал гостиницу и торговал картинами. Последнее обстоятельство подтверждается записью в «учётной книге» Гильдии святого Луки за год.

Точную дату рождения Вермера нам, видимо, не придётся узнать никогда. Известна лишь, как водится, дата крещения второго сына ткача, владельца гостиницы и перекупщика картин - 31 октября 1632 года. Утешительно то, что в те старые добрые времена детей крестили вскоре после рождения, поэтому можно утверждать, что Вермер появился на свет в октябре месяце.

Ньиве Керк. Делфт. Церковь, где крестили Яна Вермера
Ньиве Керк. Делфтская церковь, где крестили Яна Вермера. Интерьер

О детстве будущего живописца также не сохранилось никаких сведений, хотя не приходится сомневаться в том, что оно было полно разнообразных впечатлений - учитывая род занятий Вермера-старшего. Делфт в ту пору был весьма оживлённым городом, и в его гостиницах и гостиничках всегда толокся самый разный люд.

Не менее замечательными, чем постояльцы отца, должно быть, казались мальчику и другие его клиенты - художники, часто приходившие в дом Вермеров со своими картинами, предназначенными на продажу.

Ян Стен. Таверна. XVII век. Примерно в такой прошло детство Вермера
Ян Стен. Сцена в таверне. XVII век
Ян Стен. Жители Делфта. XVII век

В начале 1640-х годов именно торговля картинами приносила Вермерам основной доход. Именно это, скорее всего, и подтолкнуло впоследствии Яна Вермера последовать примеру отца и также заняться торговлей произведениями местных живописцев.

АЗЫ РЕМЕСЛА

Самый ранний документ, имеющий непосредственное отношение к Вермеру, датирован 29 декабря 1653 года. Это регистрационная запись в книге Гильдии святого Луки, где Вермер означен как мастер живописи. Как правило, для получения этого звания требовалось шесть лет учиться у какого-либо известного живописца, поэтому можно предположить, что изучать азы своего ремесла Вермер начал в конце 1640-х годов. В чьей мастерской проходили годы его обучения, как уже говорилось, мы не знаем. Несомненно одно: очень большое влияние на формирование стиля молодого живописца оказал Карел Фабрициус (1622-1654), талантливейший ученик Рембрандта, трагически погибший при взрыве пороховых складов в Делфте.

Карел Фабрициус. Автопортрет. 1654
Карел Фабрициус. Щегол. 1654
Экбер ван дер Пул. Взрыв пороховой башни в Делфте. 1654

Некоторые исследователи предполагают также, что одним из учителей Вермера мог быть Леонард Брамер. В пользу этого предположения свидетельствует подпись, поставленная Брамером в 1653 году на одном из документов, касающихся брака Вермера. Это, несомненно, говорит о том, что между двумя художниками существовали близкие отношения. Другие историки искусства, впрочем, отвергают самую мысль о том, что художник мог учиться у Брамера, справедливо утверждая, что манера последнего не наложила никакого отпечатка на стиль Вермера.

Энтони ван дер Дус. Гравюра с автопортрета Леонарда Брамера
Леонард Брамер. Ростовщики

Например, глядя на картину Леонарда Брамера «Ростовщики», сложно представить, что Вермер чему-нибудь у него научился. Правда, до нас не дошли фрески Брамера. Кто знает - быть может, именно они произвели неизгладимое впечатление на начинающего живописца?

ГРУЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В октябре 1652 года умер отец Вермера. На плечи молодого художника (даже ещё не мастера) легли заботы и о гостинице, и о главном семейном деле - торговле картинами. Мало того, в скором времени наш герой решил жениться и выбрал в невесты девушку по имени Катарина Больнес, происходившую из богатой католической семьи. Считается, что Вермер изобразил Катарину на трёх своих полотнах: «Девушка, читающая письмо у открытого окна», ок. 1657-1659, «Женщина, держащая весы», ок. 1663-16664 и «Женщина, читающая письмо», 1663-1664.

Ян Вермер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Ок. 1657-1659.
Ян Вермер. Женщина, держащая весы. Ок. 1663—1664
Ян Вермер. Женщина, читающая письмо. 1663—1664

Мать девушки не желала этого брака (и её можно понять, ведь жених был так юн и, прямо скажем, не вполне обеспечен), и всё же 20 апреля 1653 года Ян Вермер и Катарина Больнес обвенчались. Венчание происходило, по всей видимости, в католической церкви, поскольку тёща художника и слышать ничего не хотела о том, чтобы её дочь стаала протестанткой. И Вермеру пришлось перейти в католичество. Об этом свидетельствуют две сугубо католические картины, написанные им в этот период, - «Святая Пракседа» и «Христос в доме Марфы и Марии».

Ян Вермер. Святая Пракседа. Сомнительная атрибуция. 1655
Ян Вермер. Христос в доме Марфы и Марии. Ок. 1654—1656

Этим художник окончательно завоевал расположение несговорчивой матери своей невесты. Впоследствии она выделила молодожёнам 300 гульденов и позволила первое время жить в своём доме («первое время» растянулось до 1660 года).

Женившись на Катарине Больнес, художник не только приобрёл нежную и заботливую супругу с хорошим приданым, но и породнился с Абрахамом Блумартом (1564-1651), известным голландским живописцем. Некоторые его картины хранились в доме тёщи Вермера. Также в собрании тёщи Вермера была картина «Сводня» кисти Дирка ван Бабурена. Вермер повторил её на заднем плане двух своих картин.

Ян Вермер. Концерт. ок. 1663—1666
Дирк ван Бабурен. Сводня. 1662
Ян Вермер. Дама, сидящая за вирджиналем. ок. 1672—1675

Кроме последнего обстоятельства и драматической истории с венчанием, о семейной жизни Вермера нам ничего неизвестно. Можно прибавить лишь то, что Господь щедро одарил супругов детьми. Согласно церковным записям, Катарина произвела на свет не менее пятнадцати детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермеры были исключением. Содержание такой большой семьи, разумеется, требовало от Вермера недюжинных усилий и практической сметки.

КАРЬЕРА

Не менее туманное представление имеют историки искусства о творческом пути мастера. Предполагается, что он довольно быстро добился успеха и признания. Об этом говорит тот факт, что в 1662 году его избрали главой делфтской Гильдии святого Луки. Позже, в 1670 году, он был переизбран на этот пост. А в 1672 году Вермера направили в Гаагу, где он должен был высказать мнение о дюжине привезённых из Италии картин. Отзыв Вермера сохранился. Картины ему не понравились. Остаётся только гадать - послали его в Гаагу как художника или как опытного перекупщика произведений живописи?

Ян де Брай. Члены управления Гильдии Святого Луки. 1675
Корнелис Спрингер. Вид Гааги от Дельфтского канала в 17 веке. 1852

Дошедшие до нас отзывы современников о творчестве Вермера можно пересчитать по пальцам. Руководствуясь этими немногочисленными свидетельствами, мы можем установить, что художник работал очень неторопливо и старательно. Затрачивая на картину много сил и времени, он запрашивал за неё довольно высокую цену (о, сколь ничтожна показалась бы она нынешним коллекционерам!), давать которую никто не торопился. Щедрые ценители искусства находились крайне редко. Не слишком хорошо шла и торговля картинами. У Вермера, по-видимому, не было и малой толики отцовских коммерческих способностей. В итоге получалось, что художник часто оставался без гроша в кармане, а это в его семейных обстоятельствах было роскошью непозволительной. Приходилось брать деньги в долг, а затем отдавать в уплату свои картины.

НЕОЖИДАННЫЙ ЗАКАТ

В 1672 году и это шаткое финансовое равновесие нарушилось. В Голландию вошли французские войска. Начавшаяся война нанесла сокрушительный удар по экономике страны. И едва ли не более всех прочих её сфер пострадал рынок произведений искусства. Теперь торговля картинами стала и вовсе убыточным предприятием. Оказавшись в тисках нужды, Вермер вынужден был продать фамильный дом, где прошло его детство, и взять в долг огромную сумму денег - 1000 гульденов. Последнее событие относится к июлю 1675 года. А спустя 5 месяцев живописец скончался на сорок четвёртом году жизни.

Ян Вермер. Памятная плита на месте погребения. Ауде Керк. Амстердам
Старая церковь Ауде Керк снаружи. Амстердам
Старая церковь Ауде Керк. Пол с надгробиями

Некоторые историки искусства полагают, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. Другие источники указывают на сердечный приступ. Его вдова осталась в долгах, с одиннадцатью детьми на руках (из коих лишь один достиг к тому времени совершеннолетия). Бедственное положение вынудило её отдать в уплату долгов почти все картины мужа.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Ян Вермер - Стиль и техника

Смотрите также