О работе:
Начало 1870-х годов - время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернёт понятия о живописи, изгонит из неё затхлую омертвелость академических форм. 1870 годом датируется основание Товарищества передвижных художественных выставок; среди его учредителей мы находим и Шишкина. В 1871 году с успехом проходит I-я передвижная выставка, в 1872 году II-я. На ней художник и показал картину «Лесная глушь».
Об этой работе много говорили — именно за неё Шишкин в том же году получил звание профессора; это было заслуженным знаком общего признания, почти славы, «Лесная глушь» характерна для тогдашнего периода его творчества, чётко выявляя его особенности, главные из которых - построение эпического образа с помощью предельно простого, даже приземлённого мотива и сознательная «объективность» живописи.
Лисица, устремившаяся за улетающей уткой, не сразу бросается в глаза; её замечаешь лишь при внимательном рассматривании картины.
Чахлые деревья, разбросанные по краям светового «коридора», участвуют в формировании атмосферы глухого места, где не ступала нога человека.
Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затенённым передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в неё «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя.
Передний план здесь затенён; темная лужа и покрытый бурым и зелёным мхом валежник передают зрителю ощущение как бы «хлюпающей» влажности и сгущённого сырого воздуха.